Режиссёр Ренат Давлетьяров, ответственный за новый фантастический фильм «Человек ниоткуда», по большей части известен благодаря весьма неоднозначным картинам — очень посредственному ремейку легендарной советской картины «А зори здесь тихие», отечественной копии «Выжившего» — «Лётчик», несмешной комедии «Моя безумная семья». Единственный хороший пример из фильмографии режиссёра — молодёжная мелодрама «Однажды». И было бы странно, если бы в такой обойме вдруг появилось некое исключение. И всё же новое кино вышло довольно любопытным.
У «Человека ниоткуда» абсолютно отвратительное начало. Космонавт Ким (Александр Метёлкин), которого назвали в честь Коммунистического Интернационала Молодёжи, является классическим предствителем поколения homo sovieticus — высокоморальный, высокодуховный, ценящий в первую очередь свою Родину, сознательный гражданин. Он готовится к секретному запуску ракеты, предшествующему полёту Юрия Гагарина на целый год. Накануне этого он созванивается со своей не то девушкой, не то невестой Дашей (Варвара Комарова), с которой общается исключительно на Вы. Что очень странно, всё-таки на дворе здесь не XVIII век, а 60-е годы XX-ого.
Конечно же, всё идёт не по плану. Молодой человек просыпается на койке в медицинском учреждении, где все и всё у него вызывает подозрения. Почему ему не могут организовать созвон с его непосредственными руководителями? Откуда в мусорной корзине банки из-под газировки, произведённой вражеской страной? Почему ему не дают даже выглянуть в окно, а в этой больнице больше нет ни одного пациента?
Всё это вызывает большие вопросы не только у главного героя. На этом моменте кажется, что с логикой у произведения явные проблемы. Ну как можно допускать столь очевидные промахи сверхсекретной службе, а, следовательно, и автору фильма? Однако большинство этих моментов окажется не ошибками, а оправданными с точки зрения сценария ходами.
После вступления фильм всё же набирает обороты, хотя полностью исключить проблемы с логикой не получается. Ну вот зачем молодая женщина Анна (Ирина Медведева) сначала бьёт незнакомца электрошокером (что выглядит вполне правдоподобно), а потом вдруг жалеет несчастного и приводит того к себе домой?
С того момента как Ким покидает больницу, начинается самая интересная часть фильма: зритель вместе с главным героем постепенно начинает сомневаться в его прошлом. Никто, в том числе великий интернет, ничего не знает об этом мужчине, а больница, где он проходил лечение, вдруг оказывается заброшенной. Вдруг полёт и его травмы — просто плод больного воображения, о чём прямо говорит брат Анны (Иван Злобин). Единственная ниточка, соединяющая его с советским прошлым, — квартира № 159, в которой жила его девушка.
И она — это второе (после пролога) слабейшее звено кинокартины. Во-первых, Комарова сама по себе крайне непрофессиональная актриса, что очень иронично, поскольку она играет в фильме… актрису. И если насквозь фальшивое начало как-то можно оправдать, хотя от совершенно отрешённой интонации и здесь разит дилетантством, то дальнейшие её реплики выглядят уж совсем вымученно. Она настолько плоха, что в какой-то момент кажется, что это такой сценарный ход, но нет, просто она на самом деле такая вот актриса.
Во-вторых, странным выглядит решение создать романтическую линию между Кимом и Дашей. Изначально это смотрится уместно, поскольку только её образ герой и помнит из своего прошлого. Он логично пытается узнать всё об этой девушке и пообщаться с ней лично. При этом почти до самой развязки это у него никак не получается. Всё это время рядом с ним находится Анна, которая всюду с ним ходит, во всём помогает, даже пускает переночевать. Вроде бы как всё идёт к тому, что у Кима что-то должно перемкнуть в голове. Но чувства Кима, как и многие элементы картины, не подвержены какой-то там логике.
Кроме того, финал получился довольно смазанным. Наш герой не разгадывает загадку, не выясняет что-то лично, все ответы ему подают на блюдечке после одного очень спорного поступка. Хорошо, что нам хотя бы объяснили, как он в 89 лет выглядит молодым, и почему ему так легко удалось сбежать из вроде бы охраняемого объекта.
Хоть в последних сценах сами авторы шутят над схожестью «Человека ниоткуда» и «Игры» Дэвида Финчера, эти фильмы вообще из разных вселенных. Было бы уместнее сравнить его с «Островом проклятых» Мартина Скорсезе, но ни сценарием, ни игрой отечественный аналог даже не приближается к качеству оригинала.
Здесь уместнее сравнивать с лентами попроще, например с «Гипнотиком» Роберта Родрисеса, построенного по тем же самым принципам. При этом в нем тоже довольно топорное завершение основной сюжетной линии и явные проблемы с логикой, но даже он смотрится выигрышнее за счёт более сильного актёрского состава и куда более изобретательного, пусть и вторичного, экшена.
Таким образом, «Человек ниоткуда» — это небезнадёжная попытка снять свой психологический триллер, построенный по лекалам «Острова проклятых». Далеко не всё получилось, проблем у фильм в итоге хватает. И всё же фильму можно дать шанс. С другой стороны, если вдруг так получилось, что вы не смотрели Финчера, не видели Скорсезе и даже пропустили высказываение на эту тему Родригеса, то вам понравится. Скорее всего.
6 из 10
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов