Сказка Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» в представлениях не нуждается. Людям старшего и среднего поколения произведение хорошо знакомо. Произведение остроумное, поучительное, по сей день актуальное и даже, не побоюсь этого слова, культовое.
Что можно сделать с культовым произведением?
Его можно легко испортить.
Его можно с большим трудом улучшить.
Удалось ли его улучшить или хотя бы не испортить режиссеру Людмиле Стеблянко — вот в чем вопрос?
Сюжет сказки остался без изменений, и обсуждать его смысла, наверное, нет.
Хотя для тех, кто не в курсе, могу сказать, что, по сути, это довольно традиционная русская сказка, вернее, компиляция из нескольких сказок.
Федот-стрелец, удалой молодец случайным образом женится на голубице, которая превращается в фигуристую блондинку Марусю с ярко выраженными грудью и магическими способностями. Маруся, как это принято в русских сказках (вспоминается, в частности, «Царевна-лягушка»), помогает мужу удовлетворять изощренные прихоти царя-самодура и его приспешников. И так бы оно всё и продолжалось, но царь, позабыв о том, что терпение русского народа, в том числе и Федота, не безгранично, покусился на самое святое — на Марусю. Чаша терпения переполнилась. Царя свергли. Добро победило. Сказочке конец.
Но, собственно, главная ценность этой сказки не в сюжете, а в авторском языке, в диалогах и в юморе, которым эти диалоги насыщены.
В этой части сказка серьезных изменений не претерпела, и это уже хорошо.
Следующий по значимости момент — анимация.
И тут довольно спорно. Мультфильм нарисован в псевдолубочном стиле, абсолютно плоско, без каких-либо намеков на 3D. Это, конечно, оригинально, самобытно и в то же время в русских традициях. Отдельными кадрами можно было бы проиллюстрировать книжку, и книжка получилась бы чудесной. Но я сомневаюсь, что в подобном стиле стоило рисовать полнометражный мультфильм. Выглядело это, мягко говоря, непривычно, и осталось ощущение, что на анимации хотели сэкономить.
А вот к озвучке персонажей претензий никаких нет. Отличные актеры, хорошо поработали. Молодцы.
Безрукова только слишком много было. Он и за Федота говорил, и песня про березки в его исполнении звучала, и даже в волшебном телевизоре, не удержался, живьем показался. Ну, да ничего страшного. Бывают у людей недостатки и посерьезнее.
Так вот, о недостатках. Есть у мультика один серьезный недостаток. Очень серьезный, на мой взгляд. Авторы сценария почему-то изъяли из оригинального текста слова рассказчика-скомороха и заменили их действием — Федот идет, Федот плывет
Вот, пожалуй, и всё.
Мелкими придирками заниматься не буду, хотя некоторые вопросы вызывает, в частности, осовременивание сказки — телевизоры, телефоны
По общему впечатлению, режиссеру Людмиле Стеблянко сказку улучшить не удалось. Скорее, даже наоборот.
Взрослой аудитории я бы порекомендовал посмотреть (или пересмотреть) моноспектакль «Про Федота-стрельца, удалого молодца» в исполнении автора — Леонида Филатова.
Детям относительно этой сказки я бы не стал рекомендовать ничего. Пусть подрастут. Бывают сказки для детей, а бывают для взрослых.
Это сказка для взрослых.
5 баллов (и это оценка не творчества Л. Филатова, а экранизации).
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов