Как Т-34 к Параду Победы готовился...

Как Т-34 к Параду Победы готовился...

Каждый год репетиции Парада Победы начинаются уже в апреле. Тренируются не только пешие колонны, вся техника должна быть приведена в полную ходовую готовность. Наряду с современной боевой техникой в Параде участвуют и «старички».

20 апреля 2021 года мы посетили Музей бронетанковой техники «Уралвагонзавода», который находится в Нижнем Тагиле, чтобы своими глазами увидеть, как готовят к Параду легендарный Т-34.

Нам, жителям Урала, есть чем гордиться. Наш «Уралвагонзавод» — крупнейший танкостроительный завод в мире. Именно на этом Уральском танковом заводе № 183 им. Коминтерна (сейчас «Уралвагонзавод») в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы было выпущено 25 914 машин Т-34.

«Каждый второй танк Т-34 точно наш», — говорит Светлана Неймышева, научный сотрудник выставочного комплекса УВЗ.

Она рассказала, что модель Т-34-85, которая примет участие в параде, это тагильская машина, хотя кое-где можно встретить информацию о том, что данная разработка принадлежит Харьковскому паровозостроительному заводу, который прибыл в Нижний Тагил в октябре 1941 года.

Дело в том, в Нижнем Тагиле был создан абсолютно новый Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна, и именно его конструкторское бюро разработало Т-34-85. 15 марта 1944 года с конвейера сошел первый Т-34-85, который выпускался вплоть до февраля 1946 года.

Участник Парада Победы, танк Т-34-85, был выпущен в 1945 году, он не принимал участие в боевых действиях во время Великой Отечественной Войны, но тот факт, что с 1945 года он всё ещё на ходу, вызывает уважение.

«Аккумулятор — дохленький, но в цехе заменим», — именно этими словами начинает свое общение с машиной Павел Владимирович Семёнов, водитель-испытатель боевых специальных машин.

Работает Павел Владимирович в этой должности на «Уралвагонзаводе» с 1977 года. Примечательно, что на работу он устроился между 1 и 9 мая.

Как рассказал нам Павел Владимирович, танкистом он стал случайно. Перед армией обучался на курсах радиотелеграфистов, в армии его вначале хотели отдать в морскую пехоту, но внезапно отдали в танкисты, где он между наводчиком орудия и механиком-водителем выбрал второе.

— Павел Владимирович, а как готовят танк к Параду?

— Каждый год в апреле запускаем двигатель, загружаем на трейлер и едем в цех. Уборка, дозаправка, проверка регулировки, смазка, новые аккумуляторы, контрольный пробег по территории завода 15 км. Всё. Танк готов. В конце мая сливаем топливо и он стоит до следующего парада.

— Есть ли принципиальное отличие этого танка от современных?

— Здесь всё — это чистая механика, коробка — механическая. С Т-64 уже идет гидромеханическая коробка передач.

— В каком состоянии сейчас находится танк?

— В хорошем, но его надо ставить на капремонт, так как ни разу с 1945 года его не ремонтировали. Я на нём езжу последние 15 лет и чувствую, что сейчас он тянет уже слабо. Надо его перебирать — поршневую менять, кольца.

— Когда вы проезжаете на танке на Параде, что чувствуете?

— Гордость и ответственность. Не дай бог, что с ним случится, меня ж потом расстреляют (смеётся).

— Переживаете? Боитесь нештатных ситуаций?

— Мне самое главное трибуны проехать (улыбается).

— Танк своим ходом добирается на место проведения Парада?

— Нет, его привозят на трейлере, затем он проезжает около 5 км, потом его снова загружают на трейлер и отправляют на завод. Переживают больше за асфальт, танк может и больше проехать.

— А ваши родственники воевали?

— Отец мой был сапёром. При отступлении в 1941 году он взорвал мост через р. Ахтырка в Харьковской области, за что получил орден Отечественной Войны II степени. Он прошел всю войну, хотя ему оторвало одну ногу до колена.

Пока мы беседовали, помощник Павла Владимировича Александр носил воду. Её используют в качестве охлаждающей жидкости.

После того, как 90 литров были залиты, танк завели.

Под руководством Александра, громко рыча и выбрасывая клубы дыма, Т-34 покинул музейную площадку.

На улице его уже ждал трейлер, который доставит танк до цеха, где его подготовят к Параду Победы.

Кроме Т-34-85 в музее находится ещё один танк Т-34, который тоже принимает участие в Парадах Победы. Это Т-34-76 1942 года выпуска.

Этот танк участвовал в боевых действиях, но во время учебного марш-броска провалился под лёд озера Чёрное в Подмосковье, где пролежал до 1999 года.

Когда его достали, то по номерам на корпусе и двигателе определили, что выпущен он «Уралвагонзаводом». Болото послужило прекрасным консервантом для этой машины и сейчас она украшает выставочный комплекс УВЗ. Оказаться внутри этого легендарного танка может любой посетитель музея.

Фотограф — Дмитрий Часовитин.

Отдельное спасибо отделу по связям с общественностью «Уралвагонзавода» и сотрудникам выставочного комплекса «Уралвагонзавода» за помощь в организации съёмок.

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях