Корпус паллиативного отделения Центральной городской больницы № 2. На фасаде здания портрет Доктора Лизы и цитата «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия». Здесь лежат люди с неизлечимыми болезнями, кто-то из пациентов хосписа доживает свои последние дни.
Неуверенно открываю дверь и оказываюсь внутри. Первое, что я вижу — врачи перекладывают больного мужчину с одной каталки на другую. В этот момент он испытывает адскую боль. Кричит. Мне становится не по себе, даже хочется уйти.
Меня провожают в актовый зал хосписа, пока жду доктора, осматриваюсь. Зал довольно светлый, уютный, на какое-то время в нем можно забыть, где именно ты находишься. На стенах висят жизнерадостные картины, нарисованные больными, а скамейки разрисованы учениками художественных школ. В левом углу комнаты расположены две клетки, в одной из них живет горлица, а в другой — канарейка. Они молча сидят на одном и том же месте. Кажется, они прекрасно понимают, где находятся.
Пока жду, обращаю внимание на громко тикающие часы. В таком месте в голове сразу возникает ассоциация, будто они отсчитывают минуты чьей-то жизни. Напоминают о скоротечности жизни, о том, что секунды безвозвратно утекают.
В зал заходит заведующий паллиативным отделением Владимир Ильич Юбкин. Первым делом спрашиваю у него, что же с тем кричащим человеком, которого я увидела в самом начале. Оказывается, у него центральная венозная болезнь и деменция (приобретенное слабоумие).
Владимир Ильич рассказывает, что на сто тысяч населения в городе должно быть десять коек в хосписе. В нашем городе, в идеале, должно быть сто коек, но сейчас их только тридцать. В ближайшее время добавится еще двадцать коек и таким образом закроется половина всей потребности Екатеринбурга в паллиативной помощи.
Основная задача работников хосписа — оказать больным людям помощь, чтобы они не страдали от боли. «С этой задачей мы справляемся неплохо» — резюмирует Юбкин.
В хосписе преимущественно лежат онкологические больные. Но помимо них есть люди с терминальной стадией заболеваний сердечнососудистой, дыхательной и эндокринной системы.
Вообще, существует 4 вида помощи пациентам: скорая, амбулаторная, стационарная и паллиативная. Последняя появилась буквально шесть лет назад — в 2011 году. Ее смысл заключается в том, чтобы оказывать различную помощь смертельно больным людям. Здесь уже не лечат, не пытаются спасти пациентов от смерти. Но в хосписе врачи делают нечто более важное: они снижают ту невыносимую боль, которую испытывают пациенты. Помогают принять свою судьбу и прожить последние дни жизни достойно.
Сюда приходят люди, уже знающие свой диагноз, многие даже смогли принять его. Люди, только поступившие в хоспис, проходят беседу с психологом. Им объясняется, что лечение здесь не проводится, только убираются симптомы. Если же человек хочет бороться за свою жизнь дальше, то он не оказывается в хосписе. Не каждый может принять, что он умирает. В хосписе лежат как раз те люди, которые смогли это сделать. «Мы не продлеваем жизнь и не приближаем смерть. Мы поддерживаем жизнь пациента настолько, насколько это возможно. Психолог обязательно общается с родственниками умирающего, он помогает им справиться с той болью, которую они испытывают за своего родного человека.
Есть в хосписе и некоторые запреты, нарушив которые пациента могут выписать. Во-первых, ни в коем случае в палатах хосписа нельзя курить, так как это противоречит пожарной безопасности. Во-вторых, пациента могут выписать, если он грубит и неуважительно относится к персоналу, который делает все, чтобы его страшная болезнь приносила как можно меньше боли.
Примерно в 50% случаев пациенты хосписа умирают прямо там. Если родственники хотят, чтобы их близкий человек провел свои последние дни в стенах родного дома, то его отпускают. Но в случае, если человек находится в состоянии агонии и ему осталось жить 2-3 дня, то таких пациентов, как правило, не выписывают. Здесь до последней секунды стараются снизить тот уровень боли, который буквально «съедает» человека.
Для пациентов хосписа ежедневно проводятся различные мероприятие, их постоянно чем-нибудь занимают. Раз в неделю к ним приходит художник Дмитрий Захаров и рисует вместе с больными. Так же пациенты занимаются лепкой, вязанием, делают различные фигурки. Это дает умирающим людям понимание того, что они не брошены, не одиноки. Ведь главная проблема больных терминальной стадии — одиночество. И даже если у человека есть семья, все равно она не могут постоянно быть рядом с больным. И таким образом, он часто остается один на один со своей болезнью.
Каждую пятницу в хоспис приводят собак, с которыми пациенты с радостью играют. Это для них эмоциональная разгрузка. Настоящее счастье для любителей животных.
Каждую среду в корпус паллиативной помощи приходит священник. Также, в хосписе есть молельная комната, в которой больные могут обратиться к Богу.
«Я уже устала жить»
Жиленис Эмилии Степановне 83 года. У нее нет онкологии, как сказал врач, она оказалась здесь по социальным причинам, однако, жить ей все равно осталось немного. Женщина лежит в двухместной палате, ей здесь нравится. «Нет забот, что нужно готовить еду, прибираться в доме, это удобно» — делится старушка.
Эмилия Степановна — преподаватель химии и биологии в прошлом. Сама она родом из Свердловска, но 38 лет своей жизни провела на севере вместе с мужем. Супруга Эмилии уже 17 лет нет в живых, но у нее осталось двое детей — сын и дочь.
Больше всего она переживает, что ее сын в свои 43 года до сих пор не женат.
«Вот у старшей дочери есть своя семья, а у сына нет. А ведь семья — это самое главное в жизни! Все время спрашиваю у него: «Ну когда же ты женишься уже?», а он все никак не решится. А я так этого хочу. А Вы факультет журналистики заканчивали? Знала я в свое время девочек оттуда, пока не переехала на север… Боюсь ли я чего-то? Нет, я уже и жить устала, вот только бы сын женился…»
Когда я уходила от нее, я получила столько теплых пожеланий. В их искренности я даже не сомневаюсь. Незачем такому доброму и светлому человеку, как Эмилия Степановна что-то не искренне желать.
«Главное, замуж выйти, семью завести и на хорошей работе работать» — сказала мне напоследок старушка. Столько раз за свою жизнь я слышала эти слова, но именно в этот раз на глазах навернулись слезы.
Выйдя из хосписа я сразу ощутила свежий воздух. Дышать стало легче. Но еще легче стало от осознания того, что в нашем городе есть такое место, где умирающим людям оказывают невероятную помощь и поддержку, помогают дожить свои последние дни без боли по-настоящему достойно.
Общая информация:
Отделение паллиативной медицинской помощи МБУ ЦГБ № 2 расположено по адресу: ул. Челюскинцев, 5
Часы работы: круглосуточно
Диспетчер отделения:
☎ 8 (343)389-24-91 (часы работы: 900-1600)
☎ тел. отделения 389-24-90 (вахта)
То, что в Екатеринбурге есть место, где смертельно больным окажут должный уход и помогут достойно прожить последние дни - это очень здорово. И ещё более здорово узнавать об их существовании из таких трогательных и животрепещущих текстов как этот.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов