Весной мы ходим на кладбище, чтобы прибрать могилки. Многие навещают усопших родных 9 мая, но если вспомнить и о православных, и о народных традициях, то именно Пасхальная неделя — период, когда, как считается, радуются и души умерших. Другое название Радоницы — Пасха мертвых.
Чем моложе человек, тем ужаснее кажется ему конечность существования, а чьи-то приготовления к собственным похоронам — противоестественными. Однако директор похоронной компании «Обряд» Дмитрий Киреев лучше многих знает, что это действительно чем-то напоминает сборы человека в путешествие. В последний путь.
«Он больше всего в жизни любил сапоги-бродни»
За годы работы в ритуальном бизнесе у сотрудников «Обряда» накопился немалый багаж просьб и пожеланий родственников успоших, со стороны кажущихся странными. «Волю покойных и заказчиков мы никогда не нарушаем», — говорит Дмитрий Киреев.
«Многие пожилые люди еще при жизни к нам приходят и покупают обивки и покрывала. Говорят, им так спокойнее будет, если все подготовить. Часто это делают люди одинокие или неуверенные в том, что их дети все сделают как надо, — говорит супруга и партнер Дмитрия по похоронному бизнесу Ольга Киреева. — Бывает, что вещи, заранее человеком приготовленные, ему уже малы. Тогда родственники приносят и мы их просто кладем в гроб. До сих пор туфли приносят старые советские, покрывала тюлевые, которые еще в советское время „доставали“. Не весь чемоданчик, конечно, но что-то из него кладем в гроб обязательно».
«Когда идет оформление, объясняем людям, что нижнее белье покойному нужно свеженькое, новенькое, а верхняя одежда, как правило — что при жизни любил. То же самое и насчет обуви — чтобы удобная, разношенная была. Однажды бабушка одна, которая мужа хоронила, сказала — он больше всего в жизни любил сапоги-бродни, заядлый рыбак был. И попросила разрешения принести бродни. Мы говорим: „В броднях не хоронят же“. А она говорит: „Ребятки, вам какая разница, а ему там хорошо будет. И под покрывалом же не видно“. Ну, вот так вот и похоронили. Главное, чтоб людям было хорошо, спокойно», — добавляет Дмитрий.
Он подтвердил, что родственникам умерших действительно снятся сны, в которых те жалуются на неудобства или высказывают просьбы.
«Мы уж сколько раз посылки на тот свет отправляли. Приходят и говорят: похоронили в неудобной обуви, можно мы с ближайшим покойным посылку на тот свет отправим? Я говорю: только с согласия тех родственников, гроб — это ведь не свалка. Если родственники дают добро, то в гроб вещь подкладываем. Люди, которые сами утрату понесли, часто относятся с пониманием. Чаще всего обувь передают, тапочки разношенные. Один раз сигареты передавали. Говорят: «Снится, что закурить ему там хочется, а ничего не положили».
«Хорошее дно получилось, мягкое»
Нередко поступают просьбы ну очень необычные. Так, однажды на кремацию родственники принесли целый мешок стриженых ногтей, которые покойная не выбрасывала, а копила всю жизнь. Усопшая сама завещала себя кремировать, и чтобы ногти кремировали вместе с ней.
«Один раз была просьба от отца — отдать ему недельную щетину покойного сына. Мы к людям в душу особо не лезем, так что не знаю, почему и зачем именно щетину, — говорит Дмитрий Киреев. — А санитар, не зная о просьбе, покойного сразу после вскрытия побрил. Отец погоревал, и уже после прощания, когда все из зала вышли, отрезал прядь волос.
А был другой случай, когда женщина завещала устлать дно гроба волосами, которые она собирала всю жизнь, тоже при стрижке никогда не выбрасывала и не оставляла нигде, с самого детства. Это была ее воля — чтобы ей на том свете мягко было. По-моему, целая наволочка волос была. И, действительно хорошее дно получилось, мягкое".
По словам Ольги Киреевой, устилать дно гроба волосами или сушеными травами — сельский обычай, берущий начало в древних традициях. Он свойственен очень старым людям, которым за 90. «Одна бабушка приготовила специальный мешочек с целебными травами, чтобы ей его в подушку в гроб положили», — вспоминает она.
А один раз покойная хотела, чтобы на похоронах присутствовала ее первая любовь, из-за чего погребение пришлось отложить почти на три недели. «Ждали, пока дедушка этот из Крыма приедет, Крым тогда еще украинский был. Такое было завещание покойной, и дедушка выполнил ее волю, приехал», — вспоминает Дмитрий.
«А через год жена его к нам пришла за круглым венком»
Киреев признается, что сам он выступает за традиционное предание усопшего земле («У нас земли в России мало, что ли?»), и не является сторонником кремации, которая, по его наблюдениям, тем не менее, становится все более популярной.
«Православная церковь против кремации, но в небольших городах, я скажу, очень модной становится именно кремация. Из года в год процент кремаций растет, хотя в области кремироваться дороже, чем похорониться. Онкологические больные часто просят о кремации», — говорит он.
Есть люди, которые урны топят. Бросил в воду и можно приходить на это место, зная, что тут, на дне — прах близкого человека. В Екатеринбурге у нас один такой случай был".
Фейерверки с прахом «Обряду» ни разу не заказывали. Хотя несколько необычных случаев есть и в его практике.
«Один мужчина при жизни очень любил рыбачить. И он завещал, чтобы его прах развеяли над тем местом, где он с удочкой любил посидеть. Палкинский торфяник, по-моему, поселок называется. А через год жена его к нам пришла за круглым венком, который на воду опускают, — вспоминает Дмитрий Киреев. — Бывает, что родственники делят прах между собой, или часть на кладбище подзахоранивают, а часть развеивают. Один покойный пожелал, чтобы половину его праха родственники развеяли над Казахстаном».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов