Этих историй очень много. Кто-то знает их лично, кто-то прочитал в фейсбуке. Объединяет их одно — все они рассказываются от третьего лица — родителями, адвокатами, журналистами. Самостоятельно рассказать свою историю человек не может, потому что сидит в СИЗО. Ну, разве что на суде.
«Скажите мне, пожалуйста, куда мне обратиться за помощью. Моего сына задержали, избили, подкинули наркотики», — шлет в редакционную почту сообщение чья-то мать из Ульяновской области. Другого молодого человека, уже в Москве, сначала напоили на вокзале случайные знакомые, потом «предложили понюхать какого-то порошка, от которого вдруг стало легче». «Контроль над ситуацией был утерян, — почему-то снимает с парня всю ответственность за происходящее рассказчик этой истории в соцсети. — Такие ребята обрабатывают жертв умело, главное — войти в контакт, дальше дело техники. Зарекаться никому не рекомендую».
Парня везут на Арбат и показывают место с закладкой, которую он поднимает и тут же оказывается задержан. В свертке — амфетамин. Как следует из рассказа, приятные молодые люди — провокаторы, поднадзорные участкового полиции, который якобы и отправлял их на вокзал подыскивать тех, кто потом возьмет в руки пакетик. Участкового-фальсификатора задержали, но и парня не выпустили. Полиция провокации не увидела. «Ментовская логика», — возмущается рассказчик. За что «невиновный» парень заплатил первым встречным перед поездкой за закладкой две тысячи рублей, история странным образом умалчивает.
Адвокат в сфере уголовного права, председатель коллегии адвокатов «Воронкин, Саитов и Партнёры» (г. Челябинск) Сергей Воронкин слышал за свою практику немало подобных историй. Дела по наркотикам — одна из основных его специализаций как защитника. До перехода в адвокатуру Сергей Анатольевич являлся сотрудником органов прокуратуры и Следственного комитета. Тем интереснее услышать его мнение про «подброс», степень невиновности обвиняемых по 228.1 УК РФ, а также практические рекомендации, если, не приведи Господь, придется рассказывать свою историю.
— Сергей Анатольевич, как себя вести и чего требовать, если пытаются задержать или подкинуть наркотики (или уже подкинули)? Как максимально помочь себе на этом этапе? Исходим из того, что человек и правда невиновен.
— Давайте начнем с того, что задержание человека, как правило, является завершающей стадией мероприятий, проводимых сотрудниками силового ведомства, в отношении лица либо группы лиц, занимающихся преступной деятельностью. После задержания на месте происходит личный досмотр, проводимый оперативником в присутствии понятых, с составлением соответствующего документа, описанием действий, объектов, упаковки
Так называемый «подброс» — явление редкое, большой процент задерживаемых лиц как правило, так или иначе связаны с оборотом.
Но давайте смоделируем ситуацию. Молодой человек, студент, в вечернее время находится в личном автомобиле неподалеку от ночного клуба в центре города N. В это время в указанном месте по имеющейся у сотрудников одной из силовых структур информации о сбыте наркотических средств проводятся оперативные мероприятия. Молодой человек похож на предполагаемого сбытчика и вызывает подозрение. Отношение к незаконному обороту наркотических средств он реально не имеет.
Сотрудники принимают меры к его задержанию и блокировке автомобиля на случай противодействия. Время вечернее, освещение незначительное, в связи с чем сотрудники используют фонари и обнаруживают рядом с машиной сверток с таблетками. Оперативник задает вопросы касаемо принадлежности к данному свертку, обеспечивается явка понятых (к сожалению, бывают и дежурные понятые из числа знакомых или сотрудничающих с силовиками). Вот тогда и нужно соблюсти рекомендации, чтобы обезопасить себя в дальнейшем.
Для любого человека задержание — это стресс, паника, человек может впасть в ступор либо, наоборот, начать много говорить. Как бы это ни звучало банально, но нужно сохранять спокойствие. Если нечего опасаться и вы реально не причастны к совершению преступления. Заявить о том, что никакого отношения к обнаруженному свертку не имеете. На предложение подержать сверток категорически отказаться, а на требование пояснить, почему он возле вашего автомобиля, заявить, что не знаете о природе его происхождения.
Надо понимать, что если вы не трогали сверток, то никаких следовых количеств вещества на руках, тем более, в карманах одежды не будет. О вашей непричастности к свертку могут говорить акт медицинского освидетельствования на предмет опьянения, сведения, имеющиеся в гаджете (переписка в мессенджерах, фотографии, абоненты).
Помимо этого, для лица, занимающегося незаконным оборотом наркотических средств, при себе либо в автомобиле (либо по месту жительства) должны быть: стеклянные либо металлические трубочки, фольга, весы, пакеты-гриперы, скотч-лента
и т. п.
В случае, если сотрудник попытается поместить сверток в вашу одежду или автомобиль — устно заявить об этом присутствующим понятым и возможным очевидцам. Важно не применять физическую силу, это уголовно наказуемо, а в последующем может вылиться в уголовное дело по статье 318 УК РФ о применении насилия в отношении представителя власти.
Заявить о праве воспользоваться услугами адвоката (если есть данные — сообщить их) и о праве телефонного звонка для уведомления родственников, которые должны незамедлительно уведомить адвоката о задержании (ст. 96 УПК РФ). Если юридически неграмотны, также заявляйте об этом, не расписывайтесь в документах, которые предлагают подписать. Запомните все действия сотрудников, если они ведут себя незаконно, говорите об этом вслух.
Квалифицированный адвокат, представляющий ваши интересы, обязательно подготовит обращение в Прокуратуру, УСБ, СК РФ, привлечет СМИ для поиска очевидцев. Если ситуация была спровоцирована сотрудниками, то они рискуют сами стать фигурантами уголовного дела. Но! Если есть, о чем говорить не стоит, то лучше сообщить об этом в личной беседе своему адвокату. В случае возникновения проблемных ситуаций любой человек вправе обратиться за квалифицированной юридической помощью, в том числе получить консультацию.
— Соответствует ли, по вашему мнению, правде распространенное убеждение родителей осужденных по 228-й статье, что дела на их детей фабрикуются ради вознаграждений и «звездочек»? Есть ли у силовиков реальный мотив сажать невиновных? Сами они утверждают, что никакого плана по наркопреступлениям у них нет.
— Следственный орган и есть фабрика по производству уголовных дел. Но если понимать термин «фабрикование дела» как фальсификацию фактов, то, по-моему, это миф. Как и присвоение очередных званий за раскрытие «сфабрикованных дел». Тоже полагаю, что никакого плана по наркопреступлениям нет.
Задержанные за приобретение либо хранение без цели сбыта (что также образует состав преступления) сдают своего сбытчика, это правило действует всегда.
Пополнением количества задержанных занимаются и бывшие сбытчики, которые в силу жизненных обстоятельств сотрудничают с сотрудниками силовых структур и выдают своих коллег по цеху. Вот так, по цепочке и происходит раскрытие уголовных дел.
— И все же спрошу. Допускаете ли вы ситуацию, что сами наркополицейские рисуют рекламу интернет-магазинов, чтобы брать «тепленьких» закладчиков?
— Думаю, нет, насколько мне известно, эту функцию также выполняют люди от сбытчиков, за вознаграждение.
— С какой целью тот, кто хочет заниматься закладками, платит организаторам схемы так называемый «депозит» — сумму, зависящую от веса закладки?
— Насколько мне известно, это своего рода страховка, ведь часто закладчики — это наркозависимые люди, которым не доверяют даже родственники, уж не говоря о посторонних. Я так понимаю, что это — мера по сокращению финансовых рисков.
— Каковы мотивы людей, которые начинают торговать наркотиками? И откуда эта слепая уверенность, что уж их-то не поймают?
— Я думаю, многие понимают, что когда-то придется за это отвечать по закону. Осознание приходит после помещения в камеру следственного изолятора. Сразу вспоминают родителей, детей, происходит переоценка ценностей. Но процесс уже необратим — что сделано, то сделано.
Я общался со многими людьми, имевшими отношение к незаконному обороту — сбыту. Основной мотив — лёгкие деньги. Эти люди перестали верить, что можно зарабатывать легально. Есть те, кто остался не у дел в силу жизненных обстоятельств: сокращение на постоянном месте работы, долги, кредитные обязательства, болезнь родственника. Такие часто подвержены этому пагубному делу.
В моей практике был пример, когда человека заставляли заниматься сбытом, унижали, избивали. Когда он был задержан и я общался с ним, первое, что он мне сказал — «Я рад, что все это закончилось, ждал этого очень долго».
Те, кто его принуждал, лица из преступной среды, насколько мне известно, сейчас уже осуждены и отбывают наказание.
— Почему цепочка как правило и обрывается на закладчиках? Силовики настолько бессильны в Даркнете, несмотря на всякие «законы Яровой» и «отделы К»?
— Техническое совершенство наркобизнеса, его противодействие силовым структурам было всегда и во всех странах. Сказать, что силовики в этом вопросе бессильны, я не могу. Проблема в том, что на место наркомагазинов, чья деятельность была пресечена правоохранительными органами, приходят новые, и они уже стараются учесть ошибки, допущенные их предшественниками. Безусловно, те, кто это придумал — люди далеко не глупые, имеющие опыт в экономических процессах, технически подготовленные.
— Сколько времени находится на свободе рядовой закладчик? Как быстро его задержат и благодаря чему?
— Скажу исходя из реальной практики. Были случаи, когда человек был задержан пешим патрулем ППС сразу при помещении первой закладки. Были, когда по истечении полугода и года. Но не более. Закладчик — это разменная монета: задержан один — на его место придёт другой. Как патроны в обойме. Если взять общее количество содержащихся в следственных изоляторах, то большинство из них задержаны по статье 228.1 УК РФ.
Статья 228 УК РФ — «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества».
Статья 228.1 УК РФ — «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества».
228.1 — более тяжкое по санкции преступление. Если по 228-й есть шанс на наказание, не связанное с лишением свободы, то 228.1 с распространёнными частями 3,4,5 его нет, вообще. Сроки очень серьёзные, закон обоснованно суров.
Зачастую эти люди имеют обывательское понимание того, чем занимаются: «передал — не значит сбыл». У потребителей есть неправильное мнение, что если они приобретают и употребляют вещество, которое продается под слоганом «легально», то им ничего не грозит. Хочу разъяснить, что такая самоуверенность приводит к печальным последствиям.
— А где такие слоганы?
— Сбытчик в сети может указать, что вещество такое-то с измененной формулой, мол, оно не попадает перечень веществ, запрещенных в обороте (речь идет о списке, утверждённом Постановлением Правительства РФ
Это такая уловка, используемая наркомагазинами для неосведомленных потребителей. Но рынок сбыта наркотических средств — не розничный магазин. Если приобретал одно, а по факту вышло совсем другое, претензии не принимаются и жалобу не напишешь. Ничего легального там нет.
— Насколько такой преступный бизнес, как интернет-магазины наркотиков, похож на легальные бизнес-структуры?
— Вообще, лично я считаю, что это похоже на сетевой маркетинг. Тот, кто начинал с низов, с «закладчика», постепенно растёт по должности, может создать параллельную собственную пирамиду, привлекая все новых и новых участников. Отсюда можно сделать вывод, что незаконный оборот — это своего рода бизнес, построенный на преступной деятельности. Из опыта работы адвокатом могу сказать, что многие считают это игрой, которая затягивает, и уже не столь радуют заработанные деньги, сколько сам процесс.
— Все знают, как примерно выглядят закладчики. Но еще никто не видел «живого» организатора схемы или хотя бы куратора группы. У вас есть свое преставление о том, что это за люди?
— Времена продажи наркотических средств по схеме «из рук в руки» канули в Лету. Сейчас наркобизнес ушел в сеть Интернет. Уже никого не удивить специальными терминами «закладчик», «кладовщик», «куратор», «перевозчик», «организатор», «магазин». Появилась четкая иерархия и закон определяет ответственность каждого участника этой преступной деятельности.
Нет строгого стереотипа «сбытчика». Стать участником наркобизнеса может любой человек, имеющий потребность в «легких деньгах». Наиболее частая категория задержанных за незаконный оборот — это мужчины и женщины 18 — 25 лет. А самое страшное — в это пагубное дело все чаще втягиваются дети. Есть случаи, когда этим занимаются люди в погонах.
Никто не будет афишировать участие в незаконном обороте наркотических средств, эти люди могут ехать с вами в общественном транспорте, покупать продукты в магазине, водить детей в школу.
— Почему нигде не пишут про закладки с кокаином? Это два непересекающихся между собой наркобизнеса?
— Думаю, что во многом влияет географический фактор и ценовая политика. Ведь не секрет, что кокаин производится в странах Латинской Америки, его потребители люди состоятельные и сбыт не нуждается в рекламе. Вполне возможно.
— Как практикующий адвокат, скажите, можно ли сесть в тюрьму, если подобрал на улице пустой зиплок-пакетик, а в нем оказались следы марихуаны или синтетического наркотика?
— В теории, если это произойдет, однозначно будет доследственная проверка, следовое количество будет определяться экспертом. От объёма будет зависеть и квалификация действий. Но я как адвокат рекомендую не поднимать на улице свертки, зиплок-пакетики и прочие упаковки, так как они могут хранить в себе наркотические вещества. Хранение запрещенного к обороту вещества при себе без целей сбыта предусматривает уголовную ответственность по ст. 228 УК РФ.
— Насколько велик у обычного человека, не занимающегося громкими журналистскими расследованиями, риск стать жертвой провокации?
— Такого риска я не вижу, вообще. Если человек законопослушный гражданин, то вопросов к нему от правоохранительных органов не будет.
— Каков шанс на непредвзятое расследование и свободу, если тебя подставил знакомый, родственник или клиент?
— Если взять обычного гражданина, то шанс, конечно же, есть, все зависит от обстоятельств. По поводу того, как подставил знакомый или родственник, у меня есть несколько примеров из практики. За незаконный оборот наркотических средств был задержан М., проживающий совместно с Е. При производстве обыска в жилище Е. были обнаружены свертки с запрещенным к обороту веществом, которые были изъяты. В ходе предварительного следствия М. дал показания, что изъятое принадлежит ему, он хранил вещество в тайне от Е., для личного употребления без цели сбыта. Итог: М. судом назначено наказание, не связанное с лишением свободы, Е. осталась в статусе свидетеля.
Второй пример: Б. и З. — друзья детства. Б., ранее неоднократно судимый по ст. 228 УК РФ, задержанный повторно, попросил З. приобрести для него наркотическое средство. З., занимающийся сбытом, за вознаграждение согласился. Как я уже говорил, сбытчики для минимизации наказания сдают друг друга без доли сожаления. После передачи свертка Б. З. был задержан оперативными работниками. Итог: Б. по решению суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы, З. по решению суда приговорен к длительному лишению свободы. Один друг детства изобличил другого, чтоб спасти себя.
— Сергей, не считаете ли вы, и не согласитесь ли со мной в том, что рекламой наркотиков является любое упоминание о них, даже оперативные сводки о задержаниях? Не льют ли и они воду на мельницу наркоторговли? Существует же утверждение, что «Все реклама, кроме некролога».
— Нет, не считаю. Говорить об этом надо и много. Более того, я считаю, что СМИ недостаточно активно занимаются противодействием пропаганде незаконного оборота наркотических средств. Это явление — вовлечение людей в незаконный оборот наркотиков — я бы сравнил с раком. Для многих семей в нашей стране это такое же горе, боль, слезы и страдания. В тюрьмах сидят молодые парни и девушки, которые могли создать семьи, родить детей, быть в чем-то успешными. Их жизни перечеркнуты, что их ждёт в будущем? После отбытия срока наказания кому они будут нужны с «опытом», и смогут ли найти место в жизни, не встав на те же рельсы? Дети, чьи родители в колониях — кто о них позаботится, и кем они станут, когда вырастут?
— Но ведь чем больше о наркотиках говорят, тем больше искушение попробовать.
— Искушение всегда есть, в компаниях молодежи появляются люди, которые пробовали что-то и рассказывают ощущения от употребления, хвастаются образом жизни. В голове молодежи формируются неправильные идеалы. Но за ширмой этого бизнеса нет ничего хорошего: школьник обнюхался соли и выпрыгул с балкона высотки; молодой человек, покурив спайс, выехал на встречку и совершил смертельное ДТП. Это реальные истории. Двое парней умерли от передозировки друг напротив друга в подъезде жилого дома; сын убил мать, находясь под действием наркотических средств.
Надо разъяснять людям, особенно молодым: от того, что делаешь деньги на людском горе, счастлив никогда не будешь. Доказательства этому я лично, как адвокат, видел очень много раз.
Стеклянные трубочки
Ну не у всех же дома пипетки прокуренные?
Фольга -шоколад
Тоже почти не осталось в фольге шоколада
Весы бытовые есть у многих
Если только мелкие, ювелирные, на тефалевских много не наделишь))
Ну не у всех же дома пипетки прокуренные?
Тоже почти не осталось в фольге шоколада
Если только мелкие, ювелирные, на тефалевских много не наделишь))
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов