Пожалуй, одним из самых громких и обсуждаемых событий этой весны стал концерт коллектива «Другой оркестр», который в середине марта выступил с программой лучших хитов Depeche Mode исполнении камерного оркестра. Причем если одним зрителям классическое переложение хитов королей синти-попа пришлось по душе, то другие высказывались в духе «покусились на святое».
Сейчас коллектив работает над новой программой, и на этот раз на пюпитры лягут произведения другого культового британского коллектива — Radiohead.
О том, как продвигается работа над новой программой и какие выводы были сделаны из эпопеи с Depeche Mode, в интервью Uralweb рассказал композитор и идеолог «Другого оркестра» Александр Жемчужников.
— Впечатление от концерта Depeche Mode было сильно подпорчено полуторачасовой задержкой, и именно из-за этого часть публики осталась недовольна. Но вообще к критике мы относимся адекватно и выводы сделаем. В этот раз накладок быть не должно.
— Настолько сложно работать с материалом Radiohead и какого отклика вы сами ждете от новой программы?
— По моему мнению, творчество Radiohead у нас менее известно, чем у тех же Depeche Mode, поэтому и интерес мы ожидаем меньший. А отличие, в первую очередь, в том, что у Radiohead очень кардинально меняется звучание от альбома к альбому, и такое встретишь не часто: они на каждом альбоме звучат по-новому.
— «Другой оркестр» существует уже пятый год, но наиболее широко о вас заговорили только после концерта «Depeche Mode». У вас нет ощущения, что вы «честно придумываете чужое», зарабатываете на славе уже раскрученных исполнителей?
— А с оркестрами всегда так. С тем же успехом можно обвинить филармонический оркестр в том, что они делают имя за счет Рахманинова или Штрауса. Они не пишут свою музыку, а просто играют чужую. То же самое с нами — мы играем разную музыку.
— Исполнять известные хиты в классической манере — мысль не новая, даже в Екатеринбурге. А как вы сами к этому пришли? Почему решили именно этим заниматься?
— Мы изначально собирались для того, чтобы играть музыку современных композиторов. Но со временем мы поняли, что тяжело привлекать зрителей на произведения композиторов, о которых никто не имеет понятия. Средний слушатель знает Прокофьева, Шестаковича — и на этом дело заканчивается.
И сейчас у нас получился компромисс, когда я делаю то, что мне нравится, и при этом это понятно и близко многим слушателям. Даже трек-лист, который я собирал для Depeche Mode — это мой личный «greatest hits» этой группы.
Когда слушаешь музыку, то иногда не понимаешь, с чем тут работать, за что зацепиться. Например, у Radiohead есть композиция Lotus Flower, с которой просто не понятно, что делать.
Вообще, надо понимать, что Radiohead — это такая «тоскливая музыка из петли», и нам самим интересно посмотреть, как это может звучать в несколько другой трактовке.
— Вы ведь не просто играете музыку: вокал у вас тоже присутствует. Причем как в случае с Depeche Mode, так и с Radiohead это довольно трудное место.
— С вокалом вообще все интересно. Надо понимать, что только один человек в мире поет как Том Йорк (лидер Radiohead — прим. ред.) — это он сам. И какого бы мы вокалиста не поставили, это был бы совсем другой вокал, и это нормально. Подражание — последнее, чего мы добиваемся, и я даже не прошу у вокалистов спеть похоже.
Это вообще сложная тема, и у нас была мысль делать просто инструментальную музыку, совсем без вокала, но ведь это песни, лирика там играет ключевую роль, и нельзя отдавать вокальную партию флейтам или скрипкам. Так что даже в композициях The Prodigy мы сохраняем вокальные партии хотя бы в виде семплов.
— Каким образом проходит работа над концертной программой? Это написание «с нуля»?
— По большому счету так и получается: мы берем за основу некие ключевые моменты. Конечно, можно и Depeche Mode сыграть так, что музыку никто не узнает, но смысла в этом никакого. Все равно нужно оставлять некий авторский посыл, ключевую мелодию.
— Насколько тяжело совмещать рок с классической музыкой?
— Самое классное в роке то, что три человека на сцене при помощи нескольких киловатт творят чудеса. Классическая музыка, по большому счету — это вещь в себе, а в роке главное — это драйв. Так же я не люблю, когда в рок-обработке начинают играть классические произведения — в большинстве случаев это звучит просто убого.
Но в нашем оркестре большинство музыкантов выросли на рок-музыке, и понимают ее настроение. Кроме того, когда я делаю аранжировку, то стараюсь не убить музыку, стремлюсь сохранить ее энергетику.
— Вы бы хотели, чтобы те, чью музыку вы играете, услышали, как вы это делаете?
— Хотелось бы сделать это вообще идеально, потому что у нас в России тяжеловато делать такие проекты на экстра-уровне — это мы прекрасно понимаем. Я вижу, как такие проекты делаются за рубежом, например, у Phoneheads — это шикарно поставленный концерт (имеется в виду выступление группы с Дюссельдорфским симфоническим оркестром — прим. ред.), в котором вложений гораздо больше.
— Раз уж зашел разговор о шоу-бизнесе. Вы являетесь успешным проектом в коммерческом смысле? Не пробовали привлекать инвесторов или спорсоров?
— Скажу так: мы оправдываем себя. Но вообще мы нацелены на то, чтобы быть шоу-бизнесом в хорошем смысле этого слова, то есть кормить себя сами.
— А чего в таком случае в вашей работе больше: творчества или чистого развлечения себя?
— И то, и другое. Любое творчество завязано на удовольствии — если ты его не получаешь, то нет смысла заниматься творчеством. Художника «прет» в тот момент, когда он рисует картину, и точно также я наслаждаюсь, когда по пятьдесят раз слушаю Depeche Mode и работаю над аранжировками. Так что это гедонизм в чистом виде — все ради удовольствия.
В конце концов, я занимаюсь не только этим, но и пишу собственную музыку — она вся выложена у меня на сайте.
— Есть такой шаблонный вопрос у кадровиков: кем вы видите себя через пять лет. «Другой оркестр» существует пятый год, и какие-то итоги уже можно подводить. Чем вы планируете заняться в следующую пятилетку?
— Мы в этом смысле как панки — живем сегодняшним днем. Но, конечно, в творческих планах у нас постоянно что-то «роится». Взять тот же панк — было бы неплохо подготовить программу по Sex Pistols или The Ramones. В композиторском плане там довольно простая музыка и было бы интересно посмотреть, как она будет звучать в исполнении целого оркестра.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов