Иван Соломин, @TramEkb

Первый в мире «трамвай», у которого есть свое мнение и голос в Твиттере.
Иван Соломин, @TramEkb

Он водит трамваи в Екатеринбургe, пишет в Твиттере и в ЖЖ. Борется с хамами-автомобилистами на дорогах. За ним наблюдает ФСБ и руководство ТТУ. Он занимается благоустройством дворов. Этой осенью решил пойти в депутаты. Он — Иван Соломин, @TramEkb. Первый в мире «трамвай», у которого есть свое мнение и голос в Твиттере.

— Как вы стали водителем трамвая?

— Трамвай — это очень полезный вид транспорта. У меня принцип — помогать людям. Считаю, что городские перевозки — это очень клево. Просто помогаю людям перемещаться из точки А в точку Б. А еще работа вагоновожатого интересная и романтичная. Трамвай — это символ города. В 2008 году после кризиса все переосмыслил и решил быть простым работягой. Пошел в ТТУ и закончил курсы.

— Вас сразу приняли? Всех туда берут?

— Нет, там строгий отбор. Это же очень большая ответственность. В час пик за спиной 200 жизней. Сам разбейся в лепешку, но они не должны пострадать. Надо иметь железную выдержку, нервы, а в первую очередь — любить свою профессию.

За деньгами туда не стоит идти. Работая шесть дней в неделю с 1 выходным, больше 200 часов в месяц, можно максимум получить 30 тысяч рублей.

Самые преданные своей профессии люди — водители общественного транспорта.

Для меня работа вагоновожатым — это мое, мне это нравится, но эта работа ограничивает меня в собственном развитии. Я не хочу быть водителем трамвая всю жизнь.

Своего маршрута и вагонов у меня нет, я на подхвате, «бирочник», закрываю свободные смены, люблю работать днем и вечером.

— Какие документы должны быть у водителя трамвая?

— У каждого водителя есть права и книжка водителя. А еще есть три цветных талона. За каждое нарушение сотрудники ГИБДД забирают один талон, а когда изымают последний — водитель отстраняется от управления и отправляется на переаттестацию. С талонами можно мухлевать, показывая, что у тебя остался всего 1 талон. За несерьезное нарушение полицейские обычно не забирают последний.

— Почему вы вдруг решили вести блог трамвая?

— На ТВ как-то увидел сюжет о твиттере дорог (@ebdorogi). Посидел, посмотрел, посмеялся. Я уже тогда работал водителем трамвая. Недели через две решил тоже завести твиттер, написал там: «Привет, ребята. Я екатеринбургский трамвай, буду вам рассказывать о дорогах». Утром просыпаюсь, а у меня уже два десятка подписчиков, куча вопросов в ленте. Тогда я понял, что транспортная тема людям интересна. Начал рассказывать смешные истории, исторические факты, кого-то посвящать в технические нюансы.

Я поставил перед собой задачу: популяризировать общественный транспорт. После меня в Москве, Петербурге, Воронеже, Калуге появились аккаунты в Твиттере автобусов, троллейбусов, маршруток. «ТрамЕкб» стало нарицательным названием общественного транспорта.

— Какие есть сложности при работе водителем трамвая?

— В межсезонье рельсы грязные, сцепления почти нет. Особенно плохо, когда на рельсы падают листья, давятся колесами, на рельсах образуется черная маслянистая пленка. У меня был случай, когда я не смог затормозить и остановиться перед пешеходом на переходе. Я проехал переход, ко мне подошел инспектор, мол, ты не пропустил. Посадил его к себе в кабину, разгоняюсь до скорости 30 км в час, начинаю тормозить, экстренное торможение — и ничего. Поворачиваюсь к нему — у него глаза по полтиннику, понял, что не могу. При нормальных условиях тормозной путь при 40 км/час составляет 8-10 метров, если «юз» — метров 100. Для этого придумали песок, чтобы очищать рельсы. Нажимается кнопка, под первую колесную пару сыпется песок. Это единственный способ, который придумали в мире и который лет 50 работает.

— А зимой тоже сложно?

— Зимой иногда проще. Сам по себе снег плавится от температуры, рельсы моются. Но во время снегопадов снега слишком много и вагон может встать на изоляцию. При очень низкой температуре зимой выхлоп автомобилей конденсируется на рельсы, получается пленка и колеса скользят по ней.

Именно поэтому есть ряд ограничений по движению состава под углом, под горку. Например, на Гагарина, с горки, запрещается двигаться, пока трамвай внизу не свернет на Ленина, на Московской. В конце 80-х был случай, когда на Московской-Радищева 6 или 7 вагонов въехали друг в друга в сильный мороз.

— Расскажите о вашем обычном рабочем дне.

— Если смена утренняя, встаю в 4 утра, в 4.40 еду на служебном автобусе в депо. Прихожу к диспетчеру, предъявляю все документы, прохожу медосмотр: общаюсь с доктором (давление, тест на алкоголь). В путевке доктор ставит печать, диспетчер выдает расписание и книгу поезда, в которой пишутся заявки на ремонт, замечания по работе вагона.

В кладовой получаю инвентарь: аптечку и ключи от вагона.

Далее подхожу к таблице расстановки вагонов на путях, с вечера перегонщики их выставляют в том порядке, в каком они выходят на маршрут. Принимаю вагон — тут всегда много нюансов, осмотреть все, это занимает 5-7 минут.

Еду проверить тормоза: электродинамические, колодочные (дисковые) и экстренный рельсовый. Например, тормозной путь должен быть не больше 9 метров при обычном торможении. Иногда на выпуске присутствуют сотрудники ГИБДД или Роспотребнадзора, проверяют комплектацию поезда.

Согласно расписанию выезжаю. Работаю смену, обед от 3 до 5 часов, обедаю обычно в столовой. На обед у меня 12 минут. Там кормят очень вкусно и недорого, на 70 рублей наесться можно. Водители меняются между конечными и на Южной. Когда сдаю вагон второму водителю — рассказываю, какие у меня были сложности, где перекрыли движение и так далее.

— А остановки сами объявляете?

— Сейчас поставили «говорилку» — это не то. Работает со сбоями, поздно остановки объявляет, спутники не находит иногда. Я по старой памяти люблю сам. Говорю, что нужно держаться за поручни, а то резкий рывок, падают, «а вы не говорили держаться». Напоминаю о сохранности вещей, сейчас много карманников в транспорте. Прошу уступать места пожилым, смотрю, чтобы все бабушки в вагоне сидели, говорю о местах пересадок. Пассажиры постоянно вещи забывают — напоминаю, не забывать. Иногда важные документы оставляют или сумки с крупными суммами денег. Студенты тубус как-то забыли с чертежами. Все найденные вещи передаются на конечную станцию.

Раньше и истории рассказывал, про город. Сейчас сложнее, движение все напряженнее. Это очень сильно отвлекает. Самим что-то говорить — это классно, я всеми руками за развлечение людей. У нас есть такие водители, например, Саша на 18-м маршруте: «Все, мои дорогие, хорошенькие, поднимаемся, заходим», другие ребята остановки полными именами объявляют, кто-то напоминает: «Позвоните родителям, не пожалейте минутки».

— Сколько часов в день получается работать?

— У нас нет почасовых смен, все вагоны ездят по своему расписанию. Оно составляется с учетом пробега — ежемесячно вагон должен наездить ровное количество часов, также и водитель отработать норму, в среднем 176.

— А в ТТУ на маршруты водители всегда есть?

— В моем Западном депо не хватает около 45 человек по штату, это недокомплект, больничные отпуска и т. д. Это, к примеру, 33 вагона в день не обеспечены. 33 человека снимаются со своих выходных, плюс ездят наставники — они все бывшие водители, садятся на вагон. Администрация «имеет» ТТУ за каждый невыпущенный вагон. А смешные зарплаты никого не волнуют.

— Нам нужен общественный транспорт?

— Конечно. В Америке и Европе общественный транспорт — реальный тренд. Европа поработала над проблемой — платные парковки в центре, ограничение личного транспорта, перехватывающие парковки — это комплекс мер, который, спустя десятилетия, вывел Европу из транспортного коллапса.

Когда у нас в субботу в 8 вечера пробки в городе 8 баллов — это неправильно, надо решать.

— Проект трамвая в «Академический» поддерживаете?

— Отчасти. Он живой и достаточно реализуемый, вопрос с местом развязки и пересадкам. Проблема в том, что у мэрии свое видение и они не хотят нас слушать. Тут главное не спешить. Трамвай туда будет в любом случае. Эту ветку можно построить за три сезона запросто. Все реализуемо. Вопрос в том, что инфраструктуру нужно строить с нуля, давно не было такого опыта. В течение года планируем разработать большой проект.

— У вас случались необычные истории?

— …Вот вспомнил одну. Это было весной, трамвай находился около остановки «Музкомедия». Смотрю в правое зеркало, вижу, на пешеходном переходе падает мужчина и ему становится плохо, его трясет, лицо синеет. Хватаю ключ от вагона, выбегаю из кабины, подбегаю к нему, он задыхается, пена изо рта. Мы с другим мужчиной перевернули его набок, я ему ключ в рот и язык придавил. По щекам его отхлестали, вроде начал дышать. Оставил его продавцам из магазина рядом. У меня уже пробка из трамваев скопилась, я уехал. Потом меня нашли родные этого мужчины, хотели встретиться, лично поблагодарить, я отказался.

— Почему вы считаете свою профессию романтичной?

— А вы ездили вечером в пустом трамвае? Особенно зимой, когда идет снег, едет по городу трамвай, постукивая. Что-то волшебное. Это здорово, городская магия.

72% городских перевозок приходится именно на трамвай. Люди им пользуются, любят. Это какая-то магия, эта же железная хрень, которая носится по рельсам, людей перевозит, необычное же, романтика.

— А девушек на трамвае катали специальными рейсами?

— К сожалению, это запрещено. Вечером в прошлом году ехал на третьем маршруте, холодно, смотрю, идет вдоль дороги девчушка. Говорю, что, мол, мерзнешь, давай подвезу. Она говорит — денег нет. Посадил ее, до «Управления дороги» довез. Она такая благодарная была.

— С чего вы сами начали «маленькую революцию»?

— Я навел порядок в своем доме и дворе на ВИЗе. Для дома сделал кадастровый паспорт, маму выбрали старшей по дому, отгородили парковку для жильцов. Тот, кто сидит и говорит, что власть не работает, но при этом сам тоже не предпринимает усилий, нихрена и не изменит. Надо браться и делать.

Вот знакомые просят помогать: дорога раздолбана, ремонта в доме давно не было. Говорят, «ты же знаешь — сделай». Если хотите все на меня взвалить — платите мне. Может, это меркантильная точка зрения, но для своего района и дома я делаю бесплатно, почему я должен тратить свое время и на все ваши проблемы?

— Почему вы, водитель обычного трамвая, вдруг решили стать депутатом?

— У меня появилось желание не только говорить, но и делать. Когда становишься депутатом, развязываются руки при работе с властью. Я баллотировался в сентября в депутаты городской думы, не получилось. Через 5 лет хочу снова попробовать, но с другим кейсом, силами и возможностями.

— Как общественность воздействует на нашу власть?

— Например, есть проект-движение «Росяма», с филиалом в Екатеринбурге работаем вместе уже около года. Та же пластиковая разметка. Мы приходили к Липовичу, предлагали ему один раз сделать пластиковую разметку, он не видел перспективы в этом. Когда рассчитали стоимость, срок службы, нашли где и как заказать, — деньги выделили, в городе второй год наносится пластиковая разметка, которая прекрасно себя зарекомендовала. Наша администрация работает только тогда, когда приходишь к ним с готовым комплексным решением, а им остается только выделить деньги.

Мы сейчас участвуем на приемках дорог наравне с мэрией, подрядчиком, транспортным комитетом, ГИБДД. На улице Сулимова в прошлом году написали жалобу наподрядчика — им неоплатили работу стоимостью почти 12 млн. рублей за нарушение технологии. Вообще за прошлый год не было оплачено строительство дорог почти на 180 млн. рублей.

— Где вы научились всему?

— У меня три неоконченных высших образования. Я учусь всегда, но до определенного момента. Начинаю заниматься какой-то темой, понимаю, что не хватает знаний и иду учиться. Знания получаю, мне становится неинтересно и бросаю обучение.

— Ваня, не боитесь, что вас уволят в связи с сотрудничесвом с «РосЯмой» и «РосПилом»?

— Да мне плевать, я найду 66 мест, куда уйти. Я работаю водителем трамвая потому, что мне это нравится. Проблемы с начальством уже были. Недовольны были всем. Только начал вести блог трамвая — вызвали к руководству. Спрашивают — а ты в курсе, что на тебя запрос из ФСБ пришел? Потом меня вычислили по номеру водительского удостоверения, которое выложили в сети.

— Вы занимаетесь только этими проектами?

— После выборов мы решили обратить внимание на «местечковые» вещи, это ЖКХ, точечная застройка, тротуары, рекреационные зоны, пониженные бордюры, которыми не занимается в городе никто.

Мы хотим заняться парковкой в центре: квадрат Щорса-Московская-Челюскинцев-Восточная-Гагарина, пройтись по городу и зафотографировать машины, которые припаркованы не по правилам, показать Липовичу и в ГИБДД. А то он говорит, что администрация работает, 900 машин в месяц эвакуирует. А ведь ежедневно припарковано по 5-6 тысяч машин-нарушителей!

— А почему вами ФСБ заинтересовалась?

— Когда появляется в городе то, что интересует горожан, сразу ФСБ «ставит на карандаш». Мне также сказали, что мой телефон прослушивается. Но я не парюсь, мне не мешает, у меня еще есть 4 телефона других. Противозаконным не занимаюсь.

Еще статьи из раздела Персона:
Комментарии (всего: 2)
BREEZ 8 ноября 2013 года в 22:08
Очень плохо отредактированный текст.
0
Лехин 9 ноября 2013 года в 22:25
Трамвай - это действительно быстро (особенно в часы пик), а ради этого можно и пожертвовать комфортом авто.
Думаю этот транспорт стал бы популярнее, еслиб вынужденно не вставал в пробки по вине быдло-автолюбов, следующих в попутном направлении по трамвайным путям... Наиболее простым из частичных решений данной проблемы мне видится уже предлагаемое оснащение всех трамваемв видеорегистраторами, с передачей данных для протоколирования нарушений в ГАИ + по возможности максимально возможное ограничение его путей от проезжей части (например маленьким заборчиком).
Ну и естественно нужно строть метро, которое действительно способно решать проблему разом и на корню. Почему бы той же Москве не поделиться резервными средствами из стабфонда с городами страны на данные нужды, вместо того, чтобы задумывать всякие хрен пойми кому нужные скоростные междугородние ЖД магистрали?
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях