— У меня «гуманитарный подход» к делу: слишком много внимания уделяю чувственной, эмоциональной его стороне. Нужно быть циничнее. — Говорит хозяин магазинчика нишевой парфюмерии, эксперт по ароматам Евгений ЛИТВИН. - Причем бизнесом это назвать сложно — уж очень мала аудитория. Дело даже не в цене, а в том, что немногие способны воспринимать сложные ароматы… Евгений старается продавать товар, «за который не стыдно», а потому знает о духах практически все. Любимым делом занимается 20 лет, хотя пришел к этому бизнесу случайно…
— Чем хорошие духи отличаются от плохих?
— Отличий достаточно много. Во-первых, конечно, хорошие духи сделаны из хорошего сырья. Хотя если вам говорят, мол, только из натуральных ингредиентов — вранье. «Натуралки» даже в хороших духах — мало, хотя в хорошей парфюмерии «натуралка» присутствует обязательно. Это чувствуется. Конечно, всегда будет востребована классика. К примеру, есть парфюмерия Caron, некоторым ароматам больше 100 лет. Мужской аромат Houbigant Fougere Royale был создан в 1872 году. Его дважды снимали с производства и трижды возобновляли. Его охотно покупают нынешние молодые, он по-прежнему шикарен и аристократичен.
Понимаете, за хорошими духами стоит образ. За плохим ароматом образа не стоит. От хорошего аромата всегда возникает эмоциональный всплеск, как от вкусной пищи, как от любви. К сожалению, 98 процентов того, что представлено сегодня на полках простого дизайнерского люкса — нюхать невозможно. Увы, если раньше я мог хотя бы запомнить новые ароматы, сейчас я с трудом могу отличить их друг от друга.
— Является ли стойкость одним из основных признаков качества парфюма?
— Это не главный критерий. Плохие духи тоже могут быть стойкими. Есть ароматы нестойкие или со средней стойкостью, здесь все индивидуально. На ком-то аромат держится долго, а есть люди, которые «съедают» аромат. Стойкость это не главный критерий, но хороший аромат должен держаться.
— Есть ли хорошие парфюмеры в России?
— В свое время я общался с одним из высокопоставленных функционеров на парфюмерной фабрике. Он признал, что в России «парфюмерами даже и не пахнет». На той же «Новой Заре» обычно платят деньги приезжим парфюмерам, те изобретают незамысловатые формулы, по которым затем из не слишком хорошего сырья делают бюджетный продукт. Я считаю, что Россия вряд ли родит парфюмеров с мировым именем. Здесь другой вектор.
— Чем предпочтения россиянок отличаются от предпочтений тех же француженок?
Культурой, желанием приобщиться к какому-то наследию. В Европе люди идут в магазин за эмоциями. У нас многие обращаются к «нише» из-за ценника: дорого — значит хорошо. В сегменте дизайнерской парфюмерии есть региональные различия. В Эмиратах, как и на юге России, любят восточные ароматы. Немцы и скандинавы нередко предпочитают свежие ароматы, подобно россиянам. Франция и Италия — нечто среднее.
— Что можно сказать о тренде лето-2013 и далее?
— Сегодняшний тренд можно охарактеризовать так: цветочное направление с большой примесью синтетического мускуса в базе. Никогда в этой стране не расстанутся и со свежими ароматами. Не знаю, почему. Может, мы привыкли жить в холодном климате. И только русские пьют пиво при -20С на улице. Здесь надо глубже копать, чтобы понять.
— Есть такой любимый многими женщинами аромат Нарциссо Родригез «For Her». Похоже?
— Это очень хороший аромат, который положил начало целой серии современных шипров. Характерный пример современного противного мускуса — новый аромат Баленсиаги «Флора Ботаника».
— Оглушающий.
— Очень. Это свойственно многим современным женским ароматам: нюхаешь, и поначалу кажется, что это нечто особенное. Проходит 15 минут, и все, надежды умирают. К сожалению, если сегодня берем дизайнерский люксовый сегмент, в год там выходит от силы два-три интересных аромата.
— Является ли продажа аромата в большом, серьезном магазине — гарантией его неподдельности?
— Чаще всего — да. Причем мое мнение подкреплено знаниями. Можно говорить о том, что в крупных сетевых магазинах продается оригинальная продукция. Когда пишут на форумах, мол, у меня знакомая товаровед работает там-то и там-то и знает, откуда этот «левак», то это полный бред. Есть еще одна любимая тема: для России делают парфюм на отдельных производственных мощностях с отдельными параметрами. Не стоит воспринимать такое всерьез, это обычная болтовня непрофессионалов. Я, кстати, пару лет назад писал большую статью про подделки, и она вызвала большой резонанс, ее можно легко найти в интернете, задав соответствующие слова.
— Насколько цена духов коррелирует с их качеством? Всегда ли дорогой парфюм лучше?
— Чаще — да. Хотя нынче большую долю составляют затраты на рекламу. В нишевом сегменте немного другое ценообразование. У меня в ассортименте есть бренды, которые стоят 5 -10 -15 тысяч. При этом ароматы за 5 иногда могут быть также интересны, как и за 10, тут дело вкуса. По большому счету все определяет производитель. Запомните, если вы погружаетесь в этот мир, то нужно постараться абстрагироваться от цены и нюхать.
Как правило, любой аромат в России стоит дороже, чем в Европе. Это связано с пошлинами, сертификацией. Иногда стоимость доходит до 20-25 тысяч. В ряде случаев это вполне справедливо — дорогое сырье, уникальная упаковка, но иногда все упирается в жадность дистрибьютора. Нельзя рассматривать цену как единственный критерий качества продукции. А вообще, хорошие духи в любом случае будут стоить от 5 тысяч, ну 4 с половиной. Если хотите купить что-то достойное за 3, увы, это нереально.
— Как найти свой аромат и нужно ли его придерживаться всю жизнь?
— У человека не может быть одного постоянного аромата. Да, на вашей полке может быть аромат, который с вами всегда: и в пир, и в мир, и завтра и всегда. Женщине нельзя иметь один парфюм, желательно минимум три. Максимум — не ограничен. Восприятие аромата меняется даже от погодных условий. Для женщин также очень важен гормональный фон.
Подбор аромата в сетевых магазинах иногда напоминает театр абсурда. Между тем, аромат можно подобрать, только зная вкусы человека и имея в голове определенную систему. У меня такая есть, разработал за долгие годы.
В идеале консультант должен обладать очень большим практическим опытом, но это редкость. А если вам не попался такой консультант, вы должны набраться терпения. Читать форумы типа «Фрагрантика» бесполезно — там сидят такие же дилетанты, только с непомерной уверенностью в своей правоте. Лучше посоветоваться с кем-то, чтобы определить вектор, а потом ходить и тестировать. И изучать серьезные ресурсы, так правильнее.
Когда человек приходит к нам впервые, мы узнаем его предпочтения, даем несколько ароматов в одном широком направлении. Бывает, что клиент всю жизнь пользовался одним ароматом, а выясняется, что подходит ему совершенно другой. Словно бы у человека всю жизнь стоял неверный диагноз… Случается, что мы подбираем ароматы в подарок. Есть настолько универсальные, что их можно посоветовать с вероятностью 90 процентов, даже не зная вкуса мужчины или женщины. Это уникальные, коммерчески успешные ароматы.
— У вас наверняка бывали знаменитые покупатели…
-Пару-тройку месяцев назад заходил режиссер Роман Виктюк. Человек удивительный, с хорошим вкусом, очень свежо смотрящий на мир. Мы нашли общий язык. Выбрал действительно классный аромат. …Талант мастера-парфюмера заключается в том, чтобы сделать нечто такое, что поразило бы людей новизной, оставив при этом ощущение классики.
— Можете дать пару практических советов по нанесению?
— Некоторые ароматы содержат масла, поэтому лучше, чтобы они не попадали на одежду. На запястья, за ушами. Если аромат вам подходит, через некоторое время вы начинаете его «терять». Если вы его постоянно чувствуете, это нездорово.
— Если не секрет, какие из духов вы подарили в прошлый раз своей супруге?
— Я не дарю духи очень близким людям на дни рождения или праздники — для человека, чей бизнес связан с парфюмерией это нелепо, тем более, что в связи с моей профессией все члены семьи имеют постоянный доступ к парфюмерным изыскам. Всем остальным друзьям и знакомым парфюмерию я дарю с удовольствием.
— Евгений, может, это прозвучит странно, но есть ли духи счастья?
— Ароматическая память — самая сильная из существующих у человека. Память на события гораздо хуже, чем память на запахи. Иногда мы встречаем ароматы, напоминающие нам о далеких, но бесконечно дорогих сердцу людях или событиях. Для кого-то таким запахом окажется аромат ванильных булочек, для кого-то — те же пион или жасмин. Есть запахи, напоминающие о детских еще поездках к бабушке, другие — о людях, с которыми вы никогда больше не увидитесь. Аромат счастья — это то, что напоминает вам о счастливых мгновениях вашей жизни.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов