Максим Пежемский — один из самых известных современных российских кинорежиссеров и прославился своими работами в полнометражном кино. Его фильмы по-хорошему народны и нравятся и зрителям, и критикам — «Любовь-морковь-2», «Мама, не горюй». Но еще ярче режиссер Максим Пежемский состоялся на телевидении. Сначала он снял для ТНТ культовый проект «Наша Russia», затем уже ставших не менее культовыми «Интернов» и необычный как по форме, так и по содержанию ситком «Зайцев+1». Что влечет мастера большого экрана к сериалам, кто из актеров может считать себя любимчиком режиссера Пежемского, понадобилось ли режиссировать Ивана Охлобыстина, и почему к доктору Джекилу обязательно прилагается мистер Хайд, даже с айфоном в кармане?
Идея рассказать современную историю доктора Джекила и мистера Хайда в ситкоме «Зайцев+1» принадлежит 26-летнему Денису Косякову. Насколько вам, человеку другого поколения, сложно было реализовать эту идею?
Я пытался показать, как живет молодежь, хотя сам я немного постарше. И, работая на проекте, общаясь с молодыми актерами, я все больше понимал, что ничего особенного по сравнению с тем, когда я был молодым, не произошло. Прибавилось «гаджетов», а в остальном все по-прежнему, где есть Джекил, всегда будет и Хайд, даже и с айфоном в кармане. «Зайцев+1» — это обычная история про пубертатный период молодых людей, где-то задержавшихся во взрослении, но сексуально озабоченных и переживающих на эту тему — это всегда было, есть и будет. Мы всего лишь старались быть немножко понаивней, чтобы быть похожими на современную молодежь, и снимали так, как будто эти второкурсники сами сняли сериал о своей жизни.
Все чаще на ТНТ мы наблюдаем ситкомы «нового поколения». Означает ли это, что российское телевидение вышло на качественно новый уровень?
Мне хочется верить, что мы постепенно приближаемся к качеству американских сериалов. После кризиса многие режиссеры и авторы из большого кино попали на телевидение в индустрию сериалов. Конкурентная борьба за зрителя уже началась, и качество материала будет становиться частью рейтинга, телепродюсеры это уже начинают понимать и использовать все более лучших специалистов и кинотехнологии. Так что процесс уже пошел, хотя интересных идей в сценарном телесериальном мире пока очень мало. Но если продюсеры будут посмелее, то нас могут ждать большие победы в этом маленьком ящике. И надо помнить, что наши враги — торренты — не дремлют, Интернет наступает на пятки.
Вы снимали и полнометражное кино («Любовь-Морковь 2», «Мама не горюй») и ситкомы. В чем принципиальное отличие работы над большим кино и сериалом? Чем Вам нравится заниматься больше?
Спросите любого режиссера или сценариста, что бы они предпочли снять или написать: сериал или большое кино? Они все выберут кино. Мне тоже больше нравится работать с полнометражными фильмами. Там художественная составляющая является элементом конструкции, а в сериале это не так. Хочешь — она будет, а не хочешь — ее и не будет. В сериале больше свободы: и в хорошем, и в плохом смысле, там можно делать проще или даже хуже, чем в большом кино. Но я хуже делать не люблю, и всегда старался делать как можно интереснее, уж не знаю, для зрителя или для себя, да мне уже это и не важно.
Положительное отличие сериала или ситкома — более быстрый оборот процесса. На стадии «пилота» или первых серий ты можешь что-то поменять, а большое кино сразу снимается, как цельный продукт, и ты не можешь уже ничего менять — все должно быть выверено заранее.
Выверенность же ситкома заключается в правильном позиционировании его для аудитории, и эта игра с аудиторией тоже очень любопытная вещь со своими законами. Это может быть и провокация, может и скандал, может быть и пощечина общественному вкусу — и грамотный продюсер может построить на этом дальнейшую судьбу проекта. А неграмотный может и не построить. Мне лично пока везло, в основном продюсерами были молодые люди со свободными взглядами, и они правильно находили место ситкомам в сознании зрителей. Но в сознании зрителя так много свободных лагун, и их можно заполнить еще много чем. Хорошим, конечно.
А чем он Вам самому нравится сериал «Интерны»?
Самое главное, что мне нравится в ситкоме — это продюсер и автор идеи проекта Вячеслав Дусмухаметов. Было сразу видно, что он будет развивать в этом сериале не просто телебудни больницы, а будет искать что-то живое, ведь он сам в прошлом медик. Именно поэтому вместе с ним мы смогли ввести понятие категории киностиля в ситком, и это стало фирменной маркой этого проекта. Теперь тем, кто хочет сделать нетупой и стильный телепродукт, есть на что сослаться в разговоре с продюсером. До этого стереотипом телесериала были плохие декорации, телевизионная картинка и работа актеров в режиме «не напрягаясь», но мне кажется, мы показали, что бывает и иначе.
Какие впечатления от работы с Иваном Охлобыстиным?
Это мой давний товарищ. И «Интерны» — для меня еще одна встреча с человеком, с которым мы уже делали кино. Когда перед тобой личность, с человеком всегда интересно, и с Иваном было очень интересно. По образованию он сценарист, и он с самого начала, когда мы ему дали сценарий, увидел свою роль и приложил все усилия, какие только мог, чтобы сделать доктора Быкова таким, каким он и получился. Он усилил свою часть до невозможности, и все, что получилось — он это сам делал. Нам только оставалось подсказывать, как это будет смотреться лучше.
Мы и не смогли бы диктовать Ивану, как сыграть эту роль — он человек со своей головой и просто не стал бы это делать. Тут и нужен был человек, которому все это близко. Сарказм — в нем это и так по жизни есть, просто он усилил в образе Быкова в «Интернах» свои качества.
Работа режиссера — это больше творческий или технический процесс?
Чем меньше режиссер занимается техническими вещами, тем больше остается времени на творчество. Как правило, администрация съемочной группы всегда старается освободить режиссера от лишних подробностей, которые отвлекают и рассеивают его внимание, которое должно быть сосредоточено на истории, на героях, на эмоциях. К сожалению, так не всегда получается.
Есть ли любимчики среди персонажей? Если да, то — кто?
Каждый по-своему уникален, но один из моих самых любимых персонажей — герой Гоши Куценко из фильма «Мама, не горюй». Это Гоша играл в принципе меня самого в поисках свободы. Он весь фильм бегает по всему городу — ищет какого-то морячка. Морячок — это и есть свобода. Я ее тоже всюду ищу, даже там, где ее и нет в помине.
Еще я очень люблю тех персонажей, которых играет у меня в фильмах актер Сергей Колпаков, которого я всегда стараюсь снимать в своих проектах.
И третий — это талисман всех отечественных режиссеров, всеми любимый Александр Николаевич Баширов в любой роли. К сожалению, телевидение и кино не всегда пересекаются, и на последних проектах я не мог его снимать.
Как удержать внимание зрителя на протяжении длительного времени?
По большому счету об этом надо спрашивать у продюсера. Я лично могу сказать из опыта, что от удачного проекта всегда пахнет какой-то легкостью, хотя работать на нем бывает и не всегда легко. Я снял первые два сезона «Нашей Russia», и дальше уже все было понятно, что проект будет жить долго. Я просто такой человек — я беру на себя тяжелый груз начала: поиска актеров, разработки концепции, готовим стиль, пластику. Потом я снимаю первый сезон, и мне перестает это быть интересным, я просто не хочу становиться заложником этого материала, мне интересно делать что-то новое. Поэтому ТНТ использует меня как ледокол — чтобы я сломал зрительский лед, и я не против, было бы чего ломать. Люблю, когда ставят интересные задачи на интересном материале.
Над чем планируете работать дальше?
У нас есть задумки, но это в области стратегического планирования. Главный вопрос в предложении интересных сценариев. Я всегда открыт для этого. Но вот с хорошими сценариями пока большие проблемы. Я бы хотел снять малобюджетный фильм на цифровую камеру, но при этом дико амбициозный за счет истории, но такую историю еще надо написать. Я знаю только одно: если в материале будет драйв, то фильм состоится. Если в материале нет ничего живого, делай с ним, что хочешь: хоть напиши докторскую диссертацию, какая это гениальная история — фильма все равно не будет.
Проекты Максима Пежемского на ТНТ:
«Интерны»: понедельник — четверг, 18.00, 20.00.
«Зайцев + 1»: понедельник — четверг, 18.30, 20.30.
«Наша Russia»: пятница, 22.00
К тупому юмору! Браво!
К тупому юмору! Браво!
А при чем тут тупой юмор, или вы считаете в Америке одни комедийные сериалы?
С нашим ширпотребом до уровнях ихнего качества, российскому сериалу, как до ближайшей звезды.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов