Визит в Екатеринбург главного онлайн-борца с коррупцией Алексея Навального оказался неожиданным даже для самого Алексея. Идея такого вояжа возникла в беседе с Леонидом Волковым, депутатом Городской Думы Екатеринбурга, практически случайно. Однако несмотря на всю спонтанность организации, всего за пару дней Навальному удалось повстречаться с массой людей, в числе которых не только журналисты и читатели его блога, но и представители местного бизнеса, и что более важно, юристы — основная движущая сила его нового интернет-проекта «РосПил.Инфо».
— Алексей, что же такое есть проект РосПил. Инфо?
— Роспил — это система контроля за государственным заказом. Каждый человек может, зайдя на сайт госзакупок мониторить и искать потенциально подозрительные госзаказы. А покупают ведь абсолютно разные вещи на огромные деньги.
Президент Медведев заявляет, что воруют в этой сфере в год один триллион рублей. Поэтому проблема есть очень большая. Любой человек может найти такую потенциально проблемную закупку, прислать ее нам. Мы отдадим ее экспертам. Если эксперты подтвердят, что да, здесь возможна коррупция, мы подключаем юристов. Эти юристы уже начинают нудную рутинную работу по обжалованию и отмене этой закупки.
Юристы работают профессионально, именно на оплату их труда мы собираем деньги.
Шесть дней назад (на момент интервью 9 февраля) мы заявили о том, что мы собираем средства. Сейчас мы собрали больше 3 миллионов рублей. Мы планировали в год собрать минимум 3 миллиона, максимум 5. Вот программу минимум мы реализовали за 6 дней.
— Зачем Вам все это надо?
— Все очень просто: они воруют наши деньги. Они каждый день в очень большом количестве нагло и цинично крадут деньги у нас. Когда идет строительство дороги стоимостью 300 миллионов долларов за километр — все отлично понимают, что из этих 300 миллионов за километр украдут 200, нужно понимать, что эти 200 миллионов оплатим мы. Я с этим совершенно не согласен. Мне не нравится, что у меня воруют. И поэтому я буду бороться.
— А с чего вдруг такое робингудство?
— Это не робингудство. Это совершенно нормальное явление. Во всех странах очень много людей публично этим занимаются. И это есть задача любого политика. Подчеркну — нормального политика. У нас в стране политика вытеснена какими-то игрушечными ненастоящими выборами, а вся власть заменена бандой жуликов. Поэтому, к сожалению, любой человек, который делает то, что он должен делать — воспринимается как рыцарь какой-то.
— Как будете отчитываться? Чем докажете что, собрав деньги не скроетесь за горизонтом?
— Мы создали специальную контрольную группу, из людей достаточно известных в Интернете. У них есть пароль от нашего аккаунта на Яндекс-деньги. Они могут в любой момент туда зайти и посмотреть — сколько пришло денег и сколько ушло, и на какие цели. Помимо этого мы будем все публиковать — какие люди работают, какой объем они выполнили. То есть мы сделаем систему абсолютно прозрачную с точки зрения расходования средств. Эта часть как раз меня не смущает — мы докажем всем и все увидят абсолютно точно, что никто себе там денег не забирал, и я не оплачиваю из них какую-то свою шикарную жизнь. Другое дело, в чем больше ответственности и что для меня сложнее — это не разбазарить деньги. Украсть мы не украдем, но не хочется потратить их бессмысленно, бестолково, глупо. Вот этого не должно случиться. Набрать просто кучу юристов-дармоедов, которые ничего не сделают, — вот это опаснее. Задача набрать эффективную команду.
— Собственно говоря, весь ваш проект «РосПил.инфо» стал возможен только благодаря тому, что приняли каким-то чудом этот закон о госзакупках — 94 ФЗ. Как его приняли-то вообще такой закон?
Удивительная вещь, да. 94-ый закон, который является правовой базой для нашего проекта, один из немногих полезных законодательных актов, которые у нас были приняты. У него есть недостатки, но в целом идея того, что все покупаемое государством, информация об этом должна быть заранее опубликована — это удивительно. Должно быть опубликовано, по какой цене куплено. И самое главное — закон дает возможность в течение достаточно длительного времени отменить это решение. Обжаловать его в Антимонопольной службе. Мы же обжаловать будем не в том органе, который закупает, а в другом — независимом от него. И это дает возможность реально, эффективно действовать и отменять такие закупки даже в условиях нашей системы, которая абсолютно тотально коррумпирована.
Естественно, все чиновники этот 94-ый закон ненавидят лютой ненавистью. И мы видим, особенно последние несколько лет, постоянно идут скандалы на тему этих закупок. Все же стало видно. Сейчас любой человек может зайти на сайт и посмотреть, что покупает себе правительство Республики Тува, допустим. И если он найдет, что оно покупает себе валенки какие-то очень дорогие, а он специалист и разбирается, что валенки на самом деле столько не стоят. Он может написать нам письмо на «РосПил.Инфо», и мы с достаточно большой долей вероятности отменим эту закупку. Естественно, чиновники этим супер-недовольны. Я так понимаю в правительстве России зреет идея отмены этого закона. Но при этом в том же правительстве все понимают, что если его отменить, то это будет мрак и ужас. Сейчас воруют очень много, а будут воровать в разы больше.
Те люди, которые лоббируют эту отмену, они смотря на будущие сладкие проекты типа Олимпиады, Чемпионата по футболу — у нас довольно много таких сладких проектов предстоит — куда будут вкладываться огромные деньги.
Естественно у ребят, которые будут все это строить по немыслимо высоким ценам, нет ни малейшего желания отчитываться перед кем-то. Они хотят все свои дела тихо обтяпывать в своих кабинетах.
— Но что будет если отменят все-таки этот закон?
— Если отменят этот закон — все закрываем лавочку. Я не столько про свой проект сейчас, сколько в целом про экономику страны и перспективы развития.
И если сравнивать тех, кто сейчас работает без 94-ого закона — это монополисты Газпром, РЖД, Транснефть — там сколько воруют — это вообще мрак и кошмар! И в любом случае мы видим, что этот закон — это грандиозная, позитивная вещь.
— Ваши противники пеняют вам то, что вы в первую очередь выступаете против Владимира Путина, при этом практически не критикуя действующего президента. В связи с чем всю деятельность вашего проекта связывают не иначе как с президентскими выборами следующего года.
— Путин — это человек, под руководством которого фактически создавалась сегодняшняя коррупционная вертикаль в России. Она базируется на простом делегировании коррупционных полномочий. И Медведев — часть этой системы, как бы много он не говорил о борьбе с коррупцией.
— В Президенты страны вас некоторые прочат. Пойдете в политику, в Президенты баллотироваться?
— В Президенты не пойду. Но если говорить о политике, то, а сейчас-то я где? Вопрос борьбы коррупцией — это крупнейший вопрос политической повестки дня. То что у нас называют политикой — политикой на самом деле не является.
— Алексей, что Вас может остановить? Перекупят. Напугают. Что может произойти из-за чего проект закроется?
— Ну, я же не Человек-паук или Супермен. Поэтому если завтра упадет на меня рояль, я не смогу его поймать. Скорее всего, этот рояль раздавит меня, и на этом моя деятельность закончится. Но только моя. В этом смысл системы и проекта «РосПил». Мы пытаемся сделать такую систему, которая бы не зависела от одного конкретного человека, от Алексея Навального, например.
Если завтра Алексея Навального купили, запугали или его похитили инопланетяне, ничего не изменится, потому что у нас сейчас на сайте зарегистрировано 2 тысячи человек, которые мониторят эти закупки. Есть эксперты, есть юристы. Я координирую процесс, конечно. Но я не могу сказать — так эту закупку мы обжалуем, а эту не обжалуем.
Задача сделать именно такую систему, и только в этом случае люди нам поверят и будут продолжать финансировать проект. И я уверен, что мы сможем доказать, что система работает сама по себе.
может сразу с закупщиками бороться?
(если В.В не бежит на встречу значит есть доля правды)
Навального в помошники президента
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов