На этой неделе работники торговли — а их только в нашей области около 400 тысяч — отмечают свой профессиональный праздник. Вообще, сфера торговли стала главным индикатором финансового кризиса: цены выросли, продажи упали, крупные магазины и рестораны закрываются. О том, что нам ждать от наших магазинов, нам рассказала оластной министр торговли, питания и услуг Вера Соловьева.
Представители крупных компаний говорят, что кризис пока обходит стороной сферу торговли. Так ли это?
Не обходит, и это уже абсолютно точно. По тому, что есть в магазинах и по каким ценам, и насколько стабильно работает потребительский рынок, рядовые жители и судят есть ли в стране кризис.
Конечно, в текущем году потребительский рынок продолжает очень активно развиваться, почти в три раза быстрей, чем в целом по России. Но сейчас существенно сокращаются объемы продаж дорогостоящих товаров, снизилась средняя стоимость чека. Хотя продуктов остается прежним, а количество покупок не снижается. Причем пострадали больше именно крупные сетевые компании. В мелких магазинах шаговой доступности снижения спроса практически не произошло.
А какие сферы торговли пострадали сильнее всего?
Самые серьезные изменения произошли на рынке бытовой техники и в продаже автомобилей. Но здесь дело не в снижении доходов населения, а в том, что по сути дела было прекращено потребительское кредитование. Как известно, каждый второй автомобиль, а также почти 40% сложной бытовой техники у нас приобретались в кредит.
Сейчас эти кредиты начинают восстанавливаться, но ставки остаются очень высокими, и потребительские кредиты не применяется сейчас так же широко, как и год назад.
Недавно сеть магазинов «Уральский вал» объявила о своем банкротстве. Есть ли риск, что другие крупные сети закроются?
Мы ожидали того, что многие магазины начнут закрываться, но с ноября прошлого года во всей области закрылось всего 252 предприятия розничной торговли, а открылось 364 магазина. В основном закрываются предприятия, продающие сложную бытовую технику, но мы не оцениваем эту ситуацию как критичную.
Вообще, сегодня начинает увеличиваться число убыточных магазинов в сфере розничной торговли. Дело в том, что ни в коем случае нельзя поднимать цены, чтобы не потерять оборот, поэтому бизнес предпочитает какое-то короткое время работать в убыток.
Однако есть и обратная тенденция. Например, сеть магазинов «Кировский» с начала года построила и открыла 6 новых магазинов, все новые торговые центры в Екатеринбурге так или иначе вводятся в эксплуатацию. К дню города откроются центр «Европа», третья очередь «Гринвича». Так что ничего тревожного сегодня не происходит.
А возможно, что магазины начнут снижать цены, чтоб поддержать спрос?
Сейчас в центральных СМИ часто появляются разговоры о якобы завышенных торговых наценках в торговых сетях, но я могу сказать, что на свердловских предприятиях торговли средняя торговая наценка составляет 19%: минимальная наценка сейчас на хлеб — это 5-7%, и наценка выше среднего сейчас идет на мебель, меха, ювелирные изделия.
Мы постоянно отслеживаем цены, и по сравнению с октябрем никаких критических скачков не было. Снизились цены на курицу, молочные продукты, сыры, подсолнечное масло, муку. Сейчас начался сезонный рост цен на овощи.
Как вы считаете, нужно ли государственное регулирование торговых наценок?
На уровне региона мы не вправе принимать какие-либо решения, регулирующие цены. Такое возможно только на уровне Российской Федерации. Но подобные законы, как правило, не проходят.
На мой взгляд, регулировать цены и торговые наценки не имеет смысла — мы это уже проходили. Как только начинается регулирование цен на те или иные товары, они начинают исчезать с прилавков. Они начинают по-другому называться, по-другому продаваться и так далее. Регуляторов просто быть не может.
Самый эффективный механизм регулирования цен — это только конкуренция. Сегодня у нас на тысячу жителей приходится 570 квадратных метров торговых площадей. В США этот показатель составляет до 3000 квадратных метров. Поэтому там ничего не надо регулировать — настолько высокая конкуренция. Поэтому надо просто открывать больше магазинов.
Сейчас в Думе заканчивается разработка нового закона о торговле. Чем он поможет продавцам и конечным покупателям?
Сфера торговли очень его ждет. У нас в стране до сих пор не определено, какой магазин может называться супермаркетом, какой — гастрономом и так далее.
Кроме того, нам нужна новая оценка качества товаров. Сейчас большинство продуктов производится не в соответствии с общепринятыми ГОСТами, а в соответствии с «техническими условиями», которые каждый производитель принимает на свое усмотрение. Таким образом, у нас нет никакой возможности оценить соответствие качества продукта.
Новый закон также должен отменить использование контрольно-кассовой техники, и мы этого очень ждем, поскольку обслуживание такого оборудование существенно сказывается на цене товаров.
В самом начале кризиса ресторанам и кафе обещали тяжелые времена. Прогнозы оправдались?
Сейчас некоторые рестораны несут значительные потери в связи с уменьшением количества корпоративных заказов. Эта тенденция появилась еще перед новым годом, и она остается и сейчас.
Вообще, предприятия общественного питания в апреле-мае заняли выжидательную позицию, и с тех пор они никуда не сдвинулись. Мы ни в коем случае не советуем закрывать рестораны — надо просто выждать ситуацию. Также я считаю ошибочным решением, когда некоторые рестораны принимают решение перейти из дорогого сегмента в эконом-класс. В результате им будет очень трудно снова восстановить имя.
Например, сейчас многие рестораны и кафе занялись кейтерингом
Местные власти давно говорят о том, что многие импортные товары пора заменить продуктами местного производства. Насколько успешно удается это делать?
Сегодня у местных производителей просто «золотое» время для того, чтобы выйти на производство продовольственных товаров. Все импортные продукты подорожали, как говорится, на ровном месте только из-за того, что взлетел курс доллара и евро. Если в Европе те же самые продукты даже подешевели, то к нам они доезжают по ценам значительно выше.
Например, вчера я была на небольшом рыбозаводе, на котором сами коптят рыбу. Цена получается более чем на 15% ниже, чем импортная продукция.
Молочная продукция у нас сегодня на 80% представлена отечественными производителями, и еще небольшая часть заводится к нам из соседних областей. Сейчас у нас даже налажено производство козьего молока, причем на 40% дешевле, чем привозное.
Кроме того, многие предприниматели заинтересовались производством кондитерских изделий. А самый важный сегмент, который нам надо заместить — это импортная продукция.
Кроме того, у нас активно развиваются рыбные хозяйства. Мы ведем работу по освоению рыбных водоемов. А также ведется строительство крупных животноводческих комплексов, которые через 2-3 года позволят нам полностью решить проблему с мясом.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов