По словам маэстро, «за отчетный период» (его не было в Екатеринбурге больше года) в театре ничего нового не сделал. Ничего нового не привез. Зато вышло две книги: «Следы на мне» и роман «Асфальт». Записан совместный с группой Brain Storm сингл «На заре». Сделано какое-то количество музыкального видео. Вышла иллюстрированная книга «Дредноуты». Готовится и уже почти записан альбом «Best of Бигуди». В нем больше «Бигудей» и меньше Гришковца, что по его мнению, неплохо. В мае Евгений планирует выпустить новый спектакль. Одним из первых городов, куда приедут с премьерой, будет Екатеринбург. Здесь вообще когда-то прошли одни из первых его гастролей. Участия на телевидении «за отчетный период» — «никакого не было и не планируется». Гришковец говорит, что его приглашают в качестве гостя на телепередачи. По-другому — никак. «Не дождутся!». С этого мы и начали.
— Евгений, а как вы себя чувствовали в гостях у Урганта и Цекало на программе «Большая разница»?
— Да хорошо себя чувствовал, люди приятные. Сделали какую-то непошлую вещь. Это ведь была пародия… Буквально через месяц, в ноябре, выйдет книга по следам первого года существования моего Живого Журнала. Название — «Год ЖЖизни». Впервые вам здесь говорю, что буквально несколько дней назад закончилась работа над новым сценарием, где я — соавтор, режиссер и исполнитель главной роли. Это будет полнометражное, хотя и не очень бюджетное кино. Снимает фильм режиссер Юрий Дорохин из Иркутска, его рук дело — видео «Настроение улучшилось». Соавтором сценария является очень молодая, но очень одаренная кинодраматург Анна Матиссон. Фильм будет называться «Сатисфакция». В жестких планах начать съемки этим летом.
— Расскажите подробнее о книге, выпущенной по следам вашего Живого Журнала?
— Идея возникла у издателей. Я был не то, чтобы категорически против, но не видел в этом смысла. Они без моего ведома сделали редакцию трех месяцев этих записок и показали мне, как это выглядит на бумаге. Отредактировали, убрали какие-то повседневные вещи. Я стал читать и понял, что мне это интересно читать самому. И это может иметь смысл. Если не знать, что это livejournal, это будет похоже на обычные дневниковые записи. Я сам включился в редактуру, и в результате получился такой современный дневник, дневник современного человека. Вместо рисунков там могут быть фотографии, видео и даже музыкальные ссылки. Хотелось сделать книгу с вложением диска, где была бы вся музыка, которую я использую в ЖЖ, фото и видео. Но получилось бы среднее между книгой и компьютером, и книжка вышла бы непомерно дорогой. Нужно было бы очищать права многих произведений, к примеру, права на песню Rolling Stones, на которую я ссылаюсь — раз и готова книжка за 50 долларов! Работа была интересной, не знаю, будет ли продолжение. В Life Journal оно точно будет, а будет ли второй том — не знаю. Жизнь покажет.
— У нас в Екатеринбурге Живой Журнал своеобразным образом озвучили. Люди собираются, и каждый читает у микрофона свои произведения. Называется все это txt. Вы сталкивались с подобным?
—
— Какие еще Интернет-ресурсы вы используете?
— Ой, я очень безграмотен в этом смысле, так, что одним пальцем могу набирать тексты. Это и плохо, и хорошо. Я намеренно не углубляю свои знания компьютера, ведь если я буду уметь это делать, я начну отвечать. Я не смогу удержаться, и это потребует гораздо больших усилий и времени. Бывает, какие-то комментарии меня очень заводят, но я не могу на них ответить. И это хорошо! Я всегда диктую, бывает, по телефону. Если приспичит ночью, представьте! Никуда не заглядываю, ограничиваю себя. Я трудно справляюсь с желаниями. По этому поводу есть формулировка: «Очень трудно бороться с желаниями, легче их не иметь». Так что лучше не иметь желаний. На одноклассниках было несколько казусов, в итоге под моим именем зарегистрировалось пять человек. Использовали мои фотографии. Туда радостно обращались какие-то мои давние знакомые. И они их — матом! А потом мне люди предъявляли претензии, мол, что ты так себя ведешь-то? Я так понимаю, что оформиться с фотографией под моим именем на Одноклассниках довольно несложно. Нет, только ЖЖ и все.
— Как вам играется на довольно большой сцене Екатеринбургского театра драмы?
— Я здесь уже раз девятый, мне здесь очень комфортно. На маленькой сцене уже и нехорошо. С маленькой камерной сцены, со студенческого самодеятельного театра переходить на профессиональную сцену очень сложно. Но когда вкусишь энергию большого зала, человек за 500, помещение на 350-400 человек уже кажется тесноватым. Так что сейчас я езжу по большим залам. Хотя в Европе таких больших сцен практически нет, только оперные театры. Драматические театры, даже национальные, чаще всего 400-500 мест — максимум. А у нас наоборот, в городах стандартные драматические театры это 750 и более мест. Пришлось научиться, и я привык к этому формату. Если искать маленькие площадки, цены на билеты будут совсем непонятные. И у меня не так много времени, чтобы играть на маленьких площадках. Я лучше сыграю сразу для 800 человек, чем сыграю для 250, чтобы много кто не смог попасть.
КАК ОН СЪЕЛ СОБАКУ И… СЛУЖИЛ В АРМИИ
— Ваша «Собака» существует на сцене скоро уже десять лет. Что дальше?
— Я никак не предполагал, что спектакль просуществует так долго. Я не играю его регулярно уже более четырех лет. Играем его изредка, когда нужно заменить какой-нибудь другой спектакль, например, Александр Цекало не может участвовать, и это выясняется за неделю до спектакля. Такое случается раз-два-три в год. 17 ноября 1998 года спектаклю «Как я съел собаку» исполняется ровно десять лет. Тогда это был немного странный вечер, почти литературный. Я читал текст. И только потом понял, что это может стать спектаклем. Следующей осенью, ровно через год я планирую сделать тур — исключительно со спектаклем «Как я съел собаку». И потом уже закрыть его, или совсем, или до новой редакции.
— В спектакле «Как я съел собаку» есть ирония по отношению к армии. Что армия на самом деле вам дала?
— Там действительно ирония и сомнения по поводу службы. Я не думаю, что армия дала мне что-то важное. Она просто очень четко обозначила уход юности. Обычно же юность уходит из человека постепенно. А там — это происходит мгновенно. Юность закончилась, и ты столкнулся лицом к лицу с государством, которое лишило тебя твоих личных признаков. Ты перестал быть отдельным индивидуумом, а стал частью. Из индивидуального остались твои размеры, чтобы подобрать форму. Это было сильно. И, тем не менее, я горжусь, что служил на флоте, это определило мой интерес к теме военно-морского флота, военной истории. Если бы у меня была возможность не идти служить после 1 курса, я бы с удовольствием это сделал. У меня было бы просто чуть больше юности, я был бы чуть дольше счастлив. А на службе я не был счастлив ни одного дня. Иногда там было весело, и то благодаря каким-то очень серьезным волевым усилиям. Это такое сильное переживание, что до сих пор догоняет меня во снах. Я видел такие проявления человеческой природы, которые мне не хотелось бы видеть и знать. Тем не менее, когда у меня есть возможность встречаться с личными составами кораблей, военно-морских соединений, с курсантами, я встречаюсь и с удовольствием провожу с ними время. У меня очень много друзей среди военных моряков. Меня на флоте любят. Летом ездил на празднование дня военно-морского флота на северный флот. Выходил в море на малом ракетном корабле. Сложное это дело. Но чтобы сказать, что служба выковала мой характер, не думаю. Во время службы было много унижений, а я полагаю, что если есть возможность, человеку лучше вообще обойтись без такого опыта.
О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С КАУПЕРСОМ И ЕКАТЕРИНБУРГОМ
— Как получилось, что вы стали записывать альбом вместе с Brain Storm?
— Как и все лучшие идеи. Мы просто познакомились в 2002 году и подружились. Я ставил спектакль в Риге, они только выпустили свой гениальный хит Maybe. Ренарс (солист группы Ренарс Кауперс — Ю.Г.) прекрасный, настоящий творческий человек. Я ему предложил это спеть, он тут же согласился. И ни слова не было сказано о деньгах. При этом он приехал в Москву, где мы репетировали, и был подготовлен. Первую песню мы записали вообще за сорок минут, вторую — часа за два. Он был абсолютно подготовлен. Это то, чего невозможно добиться от наших известных рок-н-ролльщиков. Представить, чтобы Ренарс Кауперс вышел на сцену выпившим — невозможно. Мы нормально выпивали — и пива, и коньяку, но потом. Чтобы выходить в таком виде на сцену — это запредельно, даже желания не возникало. Когда есть возможность на гастролях в Питере — я также прибегаю к ним на концерт, и мы исполняем наши вещи вместе. И не говорим ни о каких деньгах. Между нами есть творчество и желание общаться. Из этого возникла идея.
— Расскажите о ваших взаимоотношениях с Екатеринбургом.
— Екатеринбург на год оставлять нельзя. Приезжаешь и не узнаешь — столько всего понастроили! Я считаю, что Екатеринбург по темпо-ритмическому рисунку самый живой после Москвы город. Питер ритмически не таков. И здесь очень много амбиций, и это хорошо. Амбиций нередко бессмысленных, дурацких, очень провинциальных. Но я сам-то откуда? Из Кемерово. Что лучше что ли? Когда с театром Ложа мы ездили на фестивали, Екатеринбург для нас было уже очень круто, мы приезжали на фестивали театра «Старый дом». Я люблю Екатеринбург. Не думаю, что он когда-нибудь будет очень красивым, это в нем не заложено. Он красив очагами, кусочками. Но собственно, жители, по-моему, не очень к этому и стремятся. Здесь мне всегда интересно, постоянно что-то происходит. Уж точно не скучно. Главный город после Москвы сейчас Екатеринбург, по очень многим показателям. И по тенденциям в стране.
«9 РОТА» И «ПИТЕР-FM» — ОДНО И ТО ЖЕ
— Евгений, вы пробовали преподавать?
— Театральные российские вузы это системные явления. Школа студия МХАТ — мхатовская школа, Щука — Вахтанговская школа. Я не принадлежу ни к какой из них. С открытым циклом лекций я выступал много где, в основном за границей. Мне нравится преподавать, это очень приятное занятие. Я стараюсь этим сладким ядом пользоваться поменьше. Уж больно приятно.
— Чему вы учили?
— Я учу актера рассказывать, что актеры часто плохо умеют делать. Я также настаиваю на том, чтобы на этих курсах присутствовали не только актеры, но и режиссеры, и молодые драматурги. В известной степени это курс теории персонажа. О том, как распознать свое собственное содержание, и сделать его главной составляющей персонажа. На что в себе нужно опираться. В большей степени меня интересовала современная драматургия и современные герои на сцене.
— Случалось ли вам бывать на чужих талантливых моно-спектаклях?
— На талантливых — да, на хороших — нет. Бывает ведь что талантливый актер, или небесталанный автор, а спектакль не получается. Вот талантливый актер Хабенский сыграл в отвратительном фильме «Адмирал». От этого же Хабенский хуже не стал, как актер. Как человек не знаю.
— Как вам вообще тенденция последнего времени — ставят фильмы, сериалы на основе исторических произведений, биографий…
— Это удобная тема, она довольно безответственна. Дело в том, что снимать живой сегодняшний день — не про бандитов и олигархов,
КОТЕЛОК — НА ГОЛОВЕ И НА ГРУДИ
— Евгений, что за последнее время вас приятно удивило или порадовало?
— Фильм «Свободное плавание» Хлебникова меня очень удивил. Мне активно не понравился их фильм «Коктебель». И я был сильно предубежден к тому, что они делают. Уже к тридцатой минуте просмотра фильма «Свободное плавание» я с этим предубеждением расстался. И был очень счастлив тому, что художественное произведение меня переубедило. Это очень убедительное и несуетное искусство. Я был очень рад, что в этом фильме играют актеры, которых я учил когда-то в Кемерово, в театре «Ложа». С Женей Сытым, игравшим дорожного рабочего, мы когда-то играли в Екатеринбурге спектакль «Осада». В новом фильме у Хлебникова он играет главную роль. Он классный артист. Второй мой ученик — убежденный в своей похожести на Чака Норриса — Серега Наседкин. Это те, с кем в 90-х мы начали делать студию «Ложа» в Кемерово.
— Что способно вдохновить вас больше всего?
— Замысел. Приходит замысел, и я его пишу. А что может еще подтолкнуть? Хорошее или плохое настроение? Не бывает такого, что вот есть настроение пописать, а замысла нет. Это замысел. Ты садишься и его осуществляешь. Думаю, без замысла, но при наличии времени и настроения пишут многие графоманы в Интернете, например. Есть время и настроение, он садится и пишет, осчастливливая человечество… А как замысел появляется, трудно проанализировать, дело таинственное.
— В жизни вы играете в Хемингуэев?
— Имеется в виду игра в Хемингуэев в романе «Рубашка»? Сейчас это невозможно, потому что меня все узнают. Раньше играли, и это было неплохо. Опять же, с теми, кто не узнает, уже не сыграешь.
— Чем объясняется ваше пристрастие к котелкам? Один вы носите на голове, второй — на голове фигурки на вашей футболке. Кажется, будто у вас на груди Черчилль изображен…
— Это очень смешно. Совпало случайно. Это майка фестиваля East Go West («Восток идет на Запад»). Когда я спросил организаторов фестиваля, почему у них на эмблеме фестиваля такой странный мужик в шляпе, англичанин удивился и сказал: «Как, это же типичный русский!». Причем так выглядит типичный коммунист, номенклатурный работник, с их точки зрения. Хотя физиономия здесь совершенно английская. А что касается шляпы — это первый мой котелок. Мне он очень нравится, почти его не снимаю, только на ночь.
Фото: Елена Елисеева/ Коммерсант
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов