Что было вместо грачей или — не родился б мальчиком, нечем было бы играть
В моем детстве ничего ярче и праздничней первомайской демонстрации и не было. Мне нравилось туда ходить. Все танцуют, музыка играет. Тебя, маленького, посадят на какую-нибудь тележку и везут. И все ждут, когда же с трибуны выкрикнут имя колонны, в которой ты идешь с мамой или папой. Сегодня у меня в инете была полемика с человеком, который писал, что раньше, при совке, было лучше! А я ему отвечаю, что не было лучше! Жизнь была полна унижений и непонятных проблем на ровном месте. И вообще, было достаточно скучно. Как говорят, если б не родился мальчиком, то нечем было бы играть… Ну некоторые развлекались по-другому — в партию вступали.)
«Грачи прилетели» давно переросли статус концерта и фестиваля…
Мы слетаемся вот уже больше 12-ти лет подряд, так что «Грачи прилетели» давно переросли статус концерта или фестиваля.
Это стало уже народным гулянием, заняв нишу первомайской демонстрации. Я бы сказал, что «Грачи прилетели» является аналогом бразильского карнавала на Уральских горах.
Почему спустя 12-13 лет к грачиной стае присоединилась группа «Смысловые галлюцинации»? Дело в том, что на всех предыдущих концертах Грачей появлялась какая-нибудь свободная группа — та, у которой находилась на тот момент дырочка в графике. А «Смысловые» — парни-то, вроде, свои, никуда не денутся. И откладывали все на потом, на потом… А потом появилось ощущение, что это уже вполне матерая и зрелая группа. И вот в этом году, раздумывая, кого бы пригласить, мы вдруг поняли, что ближе, роднее и лучше группы, чем «Смысловые галлюцинации», вроде, даже и нет. Конечно, мы когда-то сказали, что будем приглашать на Грачей обязательно новую группу. Но — мы сказали, мы же слово назад и забрали. Мы будем приглашать именно интересную группу, чтобы концерты были отличные. Поэтому на нынешнем концерте «Грачи Прилетели» тандем, по-моему, получился замечательный. Да и готовились мы очень тщательно.
Как Буба писал песню про Аль Пачино…
Да, мы вытащили Бобунца на свою студию. Сказали, что придется спеть. Поставили к микрофону, надели наушники, велели при включенном микрофоне спросить: «К чему людям снится Буба?». Он спросил. Мы ему: «Спасибо!». Он удивился: «Что, все?!. Я тут настроился поучаствовать в записи группы „Чайф“, а на деле — сказал одно слово, и обратно увезли». Но зато как сказал! Эта песня — абсолютно реальная история. Может быть, за исключением синей кепки. Я ассоциативно все это помнил. И еще — думаю, мне Серега никогда ничего, ни хорошего, ни плохого, про свою тещу не рассказывал. А там про нее есть. Значит, я сам это выдумал. Просто каждому мужчине, как правило, есть, что рассказать про свою тещу. Так что это абсолютно реальная история. И Аль Пачино там не для красного словца, с него все и началось.
История знакомства двух величайших групп Уральского континента…
Мы знакомы еще со студии Виктора Зайцева, она тогда располагалась в Свердловской консерватории. Зайцев еще говорил, что есть вот такая крайне депрессивная группа «Смысловые галлюцинации»… Буба ходил в дурацкой куртке с выдавленным на спине орлом и пытался записать какую-то нетленку.
Тогда еще у Вити Зайцева была записана версия «Поплачь о нем» с бабушками.
Сам Виктор давно живет в Москве и иногда приходит к нам на концерты.
Есть ли возраст у рок-н-ролла
Джерри Ли Льюис недавно записал альбом. Чак Бери выступает с огромным успехом до сих пор и может дать фору по энергетике многим молодым группам. Поэтому думаю, это вневозрастная вещь, музыка середины прошлого века. И те, кто играл в 50-60-х годах, абсолютно аутентичны. Они очень точно играют эту музыку. Это не копия, это оригинал. Я всегда призываю, когда приезжает кто-то из взрослых, матерых артистов — сходить, потому что это редкая возможность услышать эту музыку в оригинале. Потому что каждое следующее поколение снимает некую кальку, делая некую свою проекцию той музыки. Да, она может быть очень удачной, эффектной, но увидеть и услышать оригинал — это всегда очень приятно. Я вот сегодня зашел в магазин и купил пластинку фирмы Атлантик RNB — 1947-58-й год. Сборник. Это оригинал, дающий возможность услышать, как эта музыка звучала изначально.
Обед под собственную музыку…
Жизнь устроена так, что нам приходится обедать, в том числе и на гастролях. И вот ты заходишь куда-то пообедать, и люди, желая сделать тебе приятное, ставят музыку группы «Чайф». В результате это выглядит шизофренией: сидит группа и обедает под свою собственную музыку. Конечно, понять такой посыл можно, но не скажу, что это приводит в восторг. Мне просто приятно, когда люди здороваются со мной, улыбаются. Это происходит каждый день на улицах города, с самого утра. Причем иногда они начинают здороваться и улыбаться, даже не понимая, кто это перед ними. Просто видят знакомое лицо и вдруг «ойкают».
Двадцать два года концертов «Группы из Екатеринбурга»
Двадцать два года Чайф дает концерты. И каждый раз мы стараемся придумать что-то особенное, новенькое. У нас нет одного плэй-листа, который мы играли бы 22 года подряд. Каждый раз играем по-новому. Но все 22 года, неизменно, каждый раз концерт заканчивается одной и той же фразой: «Спасибо вам большое, у вас в гостях была группа из Екатеринбурга «Чайф». Раньше была группа из Свердловска. Мы всегда акцентируем внимание на том, откуда мы приехали, где живем. Для нас это принципиально важно.
Крапивина уже потеряли, он уже в Тюмени. Видимо, скоро уедет Волович. Шульмана выдавили. В нашем сером, грязном городе очень мало светлых пятен. А то, что творится с Колядой? Я ни в коей мере никого не обвиняю. Но если у человека есть аудитория, и он достаточно вменяем, стоит найти повод и рассказывать о том, что хорошего есть у нас.
Бобунец: Мы давно хотели выступить на Грачах, потому что завидовали той атмосфере, которая царит на этих концертах. Мы с Володей уже посетили вместе много эфиров. Нужно понимать, что для групп, живущих в этом городе, выступление в этом городе — абсолютно иная вещь, нежели выступление на любом большом фестивале в любом другом городе. Здесь на нас лежит великая ответственность, концерты проходят совершенно по-другому. Если бы не было группы Чайф, проводящей здесь ежегодные свои шоу, ее нужно было бы придумать. Если здесь не будет групп «Чайф» и «Смысловые галлюцинации», у нас здесь не будет собственных, доморощенных героев и кумиров, которыми вы смогли бы гордиться. Иногда особенно смешно бывает на закрытых мероприятиях, когда мужчины говорят: «О, уральцы, уважаем!» Так вот группа Чайф сделала много для того, чтобы при встрече люди говорили: «Ага, ты с Урала, на тебя можно положиться».
Корпоративки: ни малейшего стыда, тем более, неплохо платят…
В шоу-бизнесе сейчас такая ситуация, что делать качественные концерты — с отличной рекламой, звуком, светом — могут буквально полтора артиста себе позволить. Причем, нечасто и не во многих городах. Есть вариант — делать так, как мы делаем Грачей, когда мы находим партнеров, которые берут на себя большую часть денежных расходов. В результате мы проводим концерт, который никак не назовешь корпоративной вечеринкой. Такие концерты бывают разными, например, Фестиваль Русская Волна. А недавно муРы ездили на корпоративную вечеринку в Египет, куда съехались серферы со всей страны — много красивых, бронзовотелых людей. Нам было очень приятно, что эти молодые, классные, веселые, успешные, стильные парни и девчонки интересуются группой Чайф. Они ее для себя выбрали. Нам это льстит. Или когда один из крупнейших банков России делает новогоднюю вечеринку и приглашает нас выступить. Причем, участвуют не двадцать, а полторы тысячи человек. И вот они пригласили Михаила Жванецкого, оркестр Игоря Бутмана и группу Чайф. Вывод? Мы понимаем, что у этих ребят хороший вкус, и мы попали в хорошую компанию. И нет ни малейшего чувства стыда, тем более, что еще и неплохо платят.
Добавляет Бобунец: — Я давно понял, что на этих мероприятиях есть люди, которые физически не могут прийти ни на какой концерт. Что ты приведешь с собой кучу охраны?
Бегунов: В двух словах, те люди, которые заказывают корпоративные вечеринки, страстно хотят встречи с каким-то конкретным артистом. Честные и непримиримые слушатели не ходят ни на бесплатные, ни на платные концерты. Интерес к року в последнее время очень упал. К примеру, в центре, в нашем баре уже в течение ряда месяцев идут очень интересные концерты. Приходят тридцать человек. И если бы у групп не было друзей, в баре тусовались бы одни бармены! Так что не надо отнимать у нас право заработать кровные денюшки. Мы на корпоративных вечеринках получаем удовольствие, потому что пузаны скачут и веселятся. А мы не продаем родину, мы играем свои песни так, как хотим и сколько хотим. Да, нам за это платят, и неплохо. Но кто делал правильные шаги в своей жизни, тот получил конфетку и сейчас ездит на корпоративные вечеринки. А остальные тупо скрипят зубами и кричат, что, мол, какие же есть продажные сволочи. Я на стороне первых.
Ельцин был настоящий мужик…
Я уже не раз высказался по поводу смерти первого российского президента и по поводу некоторых реакций на его кончину… Он был настоящий мужик, достойный уважения, он много сделал для нашей страны.
Мы зарубились с гимном не на шутку…
В последнее время родились две новых песни. Получилось так, что с первой мы «зарубились» не на шутку. Два раза от начала до конца переписывали полностью, а сколько пересводили — просто потеряли счет! Уже после 128-й сведенной версии решили насильственно перезапись прекратить. Говорю о песне «Делай больше денег» Юры Богатенко. Недавно у нас прошел совершенно фееричный концерт этого удивительного человека, журналиста из Челябинска. Песня очень проста, и как все простые песни, делать ее было сложнее всего. Простую музыку делать очень сложно. Когда нам говорят: «Но ведь это же очень просто, всего три аккорда!» — для нас это комплимент. Если человеку кажется, что все сработано очень просто, он не видит за этим реального, кропотливейшего труда, нам остается только радоваться. Ведь если есть ощущение, что все очень просто сделано, человек не видит за этим колоссального труда, значит, это сделано хорошо. Когда фигуристы катаются, и зрителю кажется, что они порхают по льду легко и непринужденно, это и есть мастерство и отличная работа! Нам кажется, что песня получилась. Это песня как бы из 80-х годов, и нам хотелось сделать ее таким же простым дерзким и наглым звуком 70-80-х. Причем, это достаточно сложно, ведь ухо уже перестраивается под современный звук, есть стандарты и форматы, которые навязли в ушах, звучат по радио, ты под них подстраиваешься бессознательно. Наша задача была сделать нечто абсолютно другое.
Что касается второй новой песни, это — гимн.
Где-то месяца полтора-два назад я на репетиции сказал, что у меня есть непонятное желание написать песню, которую могли бы петь уральские болельщики на наших трибунах. Не хотелось привязываться к какому-то конкретному виду спорта, но при этом была зависть, когда я смотрел зарубежные соревнования. Когда трибуны там начинают петь, понимаешь, что в этой песне есть что-то такое, что заставляет всех слиться в единый хор. И жанр гимна — изначально политизированный, энергетический. Он должен очень легко запоминаться, чтоб люди на трибунах не мучились с сольфеджио. Я долго не мог понять, к кому в гимне нужно обращаться. Эта песня должна была быть некой мантрой, чтоб всех сплотить, наполнить команду ответственностью и внушать ужас противнику. Руки у него должны сразу опуститься. Мне показался очень удачным образ «Отец наш Седой Урал». В нашей «мантре» поется: «Отец наш, седой Урал не оставь своих сыновей!». И во втором варианте — «Отец наш, седой Урал, не оставь своих дочерей». Это очень недлинная песня. Могу сказать, что где-то недели три назад в прессе начали обсуждать эту мысль, разбудили ночью сову-Бегунова… Я между делом просто сказал, что есть мысль — записать новую песню. И вот мне непонятен этот феномен — иногда для того, чтобы распространить информацию, ты прилагаешь невероятные усилия — несколько пресс-атташе, многочисленные пресс-релизы. Или как в этот раз — только заикнулся, и на следующий день уже — где только об этом не написали!
В общем, гимн готов, я искренне надеюсь, что это патриотическое произведение будет нужным, полезным. Отчаянный человек Евгений Горенбург сказал, что песня ему понравилась. Хотя добавил, что тут должны звучать волынки, а — поскольку мы живем на Урале, нужно будет дорабатывать трубы и балалайки…
Когда мы встречаемся с нашими спортсменами в аэропорту, нам всегда есть о чем поговорить.
Росток создания этой песни — наше выступление на корпоративке в Монако. Мы там играли на Кубке обладателей Кубков. Играли Ливерпуль-ЦСКА. Две третьих на стадионе составляли болельщики из России, и одну треть — болельщики из Ливерпуля. Нас было больше, и мы истерично орали. Но когда они, в меньшинстве, начинали эту свою ливерпульскую песню, от этого волосы становились дыбом на голове, в их пении была такая мощь! Слушаешь, и понимаешь, что его отец пел эту песню, его сын будет ее петь… Когда они выходили, было ощущение, что выходят викинги. Поэтому нездоровый пафос, присутствующий в нашем гимне — это нормально. Мне кажется, что это как раз та вещь, которая должна быть в нужное время в нужном месте. Это вещь для трибун, а не для концерта. Когда мы его писали, у нас не было под рукой хора, а иллюзия хора там есть! Записывали всех, кто попадется под руку — например, записали сына Бегунова с подружкой, когда они зашли «на огонек». Мы им говорили: «Вы не пойте, вы молитесь, это должна быть мантра для болельщиков! И в конце гимна точно есть ощущение, что звучит целый хор… Все равно же все приходят на стадион в надежде на победу. И посещение спортивных мероприятий — это редкий момент, когда очень приятно слиться с толпой, когда это доставляет удовольствие. Я очень не люблю быть в толпе, и детям своим всегда говорил, что это плохо. Но вот это тот редкий случай. Первый раз мы попали на футбол нечаянно, случайно. У нас был назначен концерт в Казахстане. Но нам вдруг сказали: — Ваш концерт будет завтра, потому что наш мэр хочет посмотреть ваш концерт, а сегодня играет наша команда. Мы смирились и пошли на матч. И вдруг поняли, как хорошо и приятно поболеть на стадионе за своих. И как приятно, когда стадион хором орет название своей любимой команды. Вот это да, получаешь огромное удовольствие!
Фотографии Антона Буценко
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов