Кресты на могилы: разнообразие решений

Распятья на наших кладбищах появились задолго до крещения Руси, так как католические и православные диаспоры в таких городах, как Киев, Новгород, Старая Ладога и некоторых других были немаленькие. После же принятия христианства князем Владимиром, а за ним и всем государством, крест на долгие столетия стал неизменным элементом оформления могил, знаком вечной жизни. Эта традиция ненадолго прервалась в годы борьбы с религиозным сознанием, но в конце 80-х годов ХХ века вновь вернулась и утвердилась. Сейчас трудно представить себе христианское захоронение без распятия, выполненного в той или иной технике. Этим символом отмечены не только могилы людей воцерковленных, соблюдавших при жизни все предписанные каноны, но и практически всех крещеных, а значит, раз и навсегда отданных Господу.

Какими бывают могильные кресты?

Они могут выглядеть по-разному. У нас это чаще всего православные варианты (простые, домиком или купольные), реже католические.  Иногда они так или иначе соседствуют с традиционными стелами или заменяют их, а бывает, что комбинируются с обыкновенными памятниками, становясь их частью.

-     Первый вариант установки креста – по соседству с надгробьем светского характера – объясняется тем, что во время похорон деревянное распятье сразу устанавливается на могильный холм. Обычно оно сделано из клена, сосны, реже из каштана. Самые дешевые варианты даже не покрываются лаком. Те же, что подороже, снабжаются металлической пластинкой для крепления фотографии покойного. Ту часть, которая вкапывается в землю, обычно просмаливают, чтобы она не гнила. Такие похоронные кресты многие не спешат выбрасывать даже после монтажа постоянного памятника. Обычно их оставляют сзади стелы, повернув лицевую часть (с портретом) таким образом, чтобы она была видна. Примерно один раз в год дерево обрабатывают лаком или красят.

-     В последние годы участились случаи замены светского памятника из искусственного или натурального камня православным крестом. В этом случае распятье делается из долговечного материала. Это чаще всего бывает дуб, ценные породы деревьев, металл или природные минералы. Кресты из дерева, как правило, массивные, солидные. Они могут быть резными до вычурности или, наоборот, подчеркнуто простой формы, со старославянским домиком из бруса в верхней части. На такие нередко прикрепляют иконы вместо фото умершего. Иногда портрет располагают пониже центральной части крестовины, а иконописный лик располагают сверху.

Металлические распятья обычно сварные, кованые, реже литые. Первые – это облегченные модели, которые можно украсить витыми элементами и приваренной табличкой для фото и надписей. Кованые, а тем более литые кресты ручной работы смотрятся солиднее и обычно украшены более богато. Металлические ритуальные изделия окрашиваются преимущественно в черный цвет, по желанию клиента могут быть покрыты патиной.

Самыми долговечными и простыми с точки зрения ухода являются изделия из натурального камня: гранита или мрамора. Фактически они представляют собой варианты резной стелы, выполненной в форме распятия, и могут быть оформлены гравировкой или барельефом, изображающими Иисуса Христа, иконописные лики, ангелов. Портрет умершего на такой стеле бывает не вполне уместен и располагается либо на отдельной табличке рядом с основным камнем, либо крепится к оградке. Надписи же делаются на могильной плите.

-       Крест как часть надгробья – это особый модельный ряд каменных стел резного характера. Особенно красивы гранитные монументы такого рода. Они обычно выполнены в форме монолита, из которого вырастают очертания купольного храма с крестами, ангела с распятием в руках, отдельно стоящего креста с изображением Иисуса. Самое же простое решение подобного надгробья – это простая прямоугольная плита с гравировкой православного креста в верхнем правом углу плоскости.

Перечисленные варианты и разновидности могильных распятий – это не все из того, что можно увидеть в наше время на различных кладбищах России. Например, иногда кресты являются частью композиции со скульптурой ангела, они гравируются на горизонтальных могильных плитах или образуются из соединения двух рядом стоящих фигурных стел в виде сквозного пространства между ними. Все зависит от мастерства художника, создающего эскиз мемориала, и от фантазии заказчика.

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях