Не хотите ли попариться в «Дворянском гнезде»?

Поговорим о городских вывесках

Поговорим о городских вывесках! Мало того, мы будем говорить о вывесках города Екатеринбурга. Еще Гоголь потешался над губернским магазином с фуражками и картузами «Иностранец Василий Федоров». Мы, современные люди, каждый день видим сотни вывесок с названиями различных фирм и привыкли к ярким заголовкам, практически не обращая на них внимания. И совершенно напрасно. Ведь если приглядеться, вокруг нас столько нелепых и смешных названий, что Гоголь бы с удовольствием повеселился! 

Работая над школьным проектом «Прецедентные литературные имена в названиях города Екатеринбурга», я столкнулась с целым рядом таких случаев. Что такое прецедентные имена, спросите вы? Это известные для большинства людей имена литературных героев, авторов художественных произведений.

Итак, прогуляемся по «литературному» Екатеринбургу? Бутик «Мастер и Маргарита» специализируется на продаже обуви и аксессуаров. Учредители дорогого магазина наверняка делали ставку на громкое имя, дорогое для сердца многих читателей. Помните, почему Шарапов открыл свою потайную дверь? Фотографию увидел знакомую. Так и тут.

Только к литературе это не имеет никакого отношения. Обыкновенная манипуляция. Название достаточно известного ресторана «Манилов» только в первую секунду ассоциируется с персонажем гоголевских «Мертвых душ». В следующее мгновение случайный прохожий понимает, что это игра слов. С таким же успехом он мог называться «Завлекалов» и «Приглашалов», но «Манилов» - это культурнее, а стало быть, статуснее. Ничего вроде бы плохого нет в игре слов, и все же она заводит нас иногда слишком далеко. Хорошо была бы какая-то знаковость, но мы имеем дело с беззаботностью и «приколистостью». Компания «Ассоль» более 10 лет на российском рынке предоставляет услуги по текстильному дизайну интерьеров: пошиву портьер, покрывал, подушек, униформы для гостиниц и ресторанов. И, сказать честно, сложно найти связь между именем Ассоль и текстилем (если не считать саму ткань, из которой сделаны знаменитые алые паруса). Так же не прозрачна и ассоциативная связь между деревянными евроокнами «Мастерской папы Карло» и известной сказкой. Просто Папам Карло теперь не попадаются говорящие полешки. А как вам нравится «Медея» - название небольшой сети аптек? Ведь в древнегреческой мифологии Медея – колдунья, детоубийца и отравительница.

Дать аптеке название «Медея» - все равно что самолету название «Антей», ведь в древнегреческой мифологии Антей – сын Геи, который получал силу от соприкосновения с землей.

Иногда название кажется просто абсурдным. Например, в нашем городе есть сауна «Дворянское гнездо». Что общего между атмосферой угасающей дворянской усадьбы 19 века и довольно вульгарным решением интерьера сауны, представленным на рекламных буклетах? Литературное имя «Онегин» в Екатеринбурге носит бизнес-центр, в котором располагается так же отель «Онегин» и фитнес-клуб «Онегин-Фитнес». Наверняка они делают ставку на высокий («дворянский») класс, на пресловутую элитность. На этом непрочная связь с великим романом обрывается. Новый Онегин в праздной своей светской жизни отнюдь не разочаровался, в деревню к дяде не поехал, занялся бизнесом и оказался в этой сфере отнюдь не лишним человеком. Как-то так, «Евгений Онегин», по мотивам. Также неоднозначно воспринимается и английское написание имени «Onegin», к которому шутники добавляют «Two gin» и «Three gin».
Кстати, работая над проектом, я провела социальный опрос учащихся, целью которого было выяснить - работают ли данные литературные имена. Как оказалось, ассоциативные связи читающих подобные вывески далеко не всегда совпадают с фантазией утверждающих название. Так, 32% участвующих в опросе посчитали, что «Мастер и Маргарита» - это литературное кафе, 19% - брачное агентство и 13% - ночной клуб, ассоциаций с одеждой у участников опроса не возникло. 27% опрошенных ответили, что «Снежная королева» - название ледового городка. 34% учащихся решили что «Старик Хоттабыч» - магазин ковров, а «Гулливер» - магазин одежды больших размеров.

Конечно, есть и удачные находки. В кафе с историческим названием «Ланселот», расположенном в исторической части города, на Плотинке, интерьер стилизован под средневековую таверну, что создает неповторимую атмосферу. Кафе «Вечера на хуторе» радуют своим аутентичным колоритом, того и гляди покажется где-нибудь подгулявший староста. Бизнес-центр «Высоцкий», несмотря на наши сомнения, заслужил одобрения профессора МГУ, В.И.Новикова, занимающегося творчеством В.Высоцкого. Он сказал, что «Высоцкий был небольшого роста, и ему, вероятно, было бы приятно, что такое высокое здание названо его именем». Отель «Чеховъ» в центре города расположен рядом с тем местом, где когда-то останавливался Антон Павлович. «Чеховъ», пожалуй, один из немногих урбанонимов, не вызывающих недоумение. Интерьер гостиницы – классическая мебель в стиле конца 19 века. Опрятность, простота и чистота. На стенах – таблички с высказываниями писателя. Жаль только, что буклет, рекламирующий гостиницу, содержит пунктуационные ошибки, а ведь в гостинице, как и в человеке, «все должно быть прекрасно».
Выходит, что прецедентные имена расставляют приоритеты и наглядно показывают уровень культуры общества. Может, стоит серьезно отнестись к слову, дабы не компрометировать себя?

На сегодняшний день в Екатеринбурге существует множество заведений, в названии которых употребляются прецедентные литературные имена, не всегда грамотно подобранные, что часто заставляет посетителей и прохожих рассмеяться неподходящему названию, а то и грустно улыбнуться.

Специалист Сергей Олегович Горяев считает, что «с точки зрения специалиста по рекламе, если потребителя зацепить знакомым именем, то эффект от не соответствующего на первый взгляд названия может стать прекрасной базой для продвижения своего предприятия на рынке, для того, чтобы заинтриговать потребителя и, в конечном счете, привлечь его. С точки же зрения филолога, такие названия действительно являются показателем культуры общества. До тех пор, пока имена героев классической литературы могут привлекать людей, в силу своей прецедентности, можно говорить, что литература все еще играет важную роль в нашей жизни и значит, уровень культуры общества отличается от абсолютного нуля, то есть не все еще потеряно».

Мне кажется, что процесс выбора названия для компании – очень ответственный шаг, так как сложно в полной мере соответствовать известной личности, носителю информации об эпохе, стиле, роде занятий, обладателю определенного набора личностных характеристик. Но если удается удержать высокую планку, это может послужить дополнительным бонусом для фирмы. Но если вы не уверены – лучше обратиться к специалисту.

На правах рекламы.

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях