Мир – театр, история – карнавал, ролевые костюмы – возможность быть собой

Карнавал, маски, костюмы появились ещё в Древнем Риме. Сегодня мы, как тысячи лет назад, надеваем ролевые костюмы и изменяем поведение. Оказывается, в переодеванье для человека скрыта не только радость, но жизненная необходимость.

Маскарад — ролевые костюмы — история: надеть маску, чтобы оголить ноги…

Во-первых, карнавал — это веселье: в каком состоянии человек по доброй воле откажется подурачиться, поплясать в обнимку с красавицей или красавцем, а потом, вполне возможно, удалиться с ней/с ним «под сень олив» — ведь никто ж не узнает.?"Если сегодня не надел карнавальную маску — завтра пора к лекарю" - вот так ставит диагноз старинная итальянская пословица. И здравого смысла в этом выражении в разы, точнее — в 2 раза — больше, чем шутки.

Во-вторых, перевоплощаясь, пускаясь во все тяжкие, удручённый строгими буднями гражданин выплёскивает все свои страсти, освобождается от власти тайных роковых желаний…

Наверное, отсюда такие странные карнавальные действа-праздники, как:

  • древнеримские сатурналии: во время их рабы издевались над своими господами, а те им безропотно служили;
  • средневековый «Праздник осла»: осла — сатанинское животное — вводили в церковь и окружали всяческим почитанием;
  • «Праздник дураков» — опять же средневековый: низшее духовенство в этот день предавалось самым порочным утехам, кощунственно пародируя все церковные устои и саму литургию.
  • революция 1917 г. с переодеваниями: Керенский — в даму, рэволюционэры — в кожу, а их дамы — в конфискованный фильдеперс, меха и бриллианты;
  • религия «переоделась» в красные полотнища и засияла вместо крестов звёздами;
  • рабство, надрываясь, убеждало всех, что оно — свобода;
  • полное презрение к человеку рядилось в приличный костюм «заботы обо всех»
  • даже слова были ряжеными, чтобы скрывать мысли.

И наши предки не отставали. При дворе императрицы Елизаветы Петровны каждую неделю во вторник проводились балы под говорящим названием «Метаморфозы». В этот день переодевались способом, особенно любимым и по сю пору: мужчины — в дам, дамы — в мужчин, демонстрируя непозволительно открыто свои ноги… Кавалеры путались в юбках и хвостах, падали на дам. Елизавете было весело — на неё тоже иногда падали.

Не нужно быть психологом, чтобы догадаться: ноги Елизаветы восхищали замечательной стройностью — в отличие от многих записных красоток. Приоритеты мужчин менялись подчас радикально.

Иногда бал-маскарад становился «рукой судьбы». На одном из таких разгульных веселий пал жертвой богини-охотницы Дианы Людовик XV — Возлюбленный. Стоит ли говорить, что стрелы амура были предусмотрительно заготовлены маркизой де Помпадур, нарядившейся в розовый шёлк богини-девственницы. Уже тогда мудрые, хоть и молоденькие, дамы знали, какую чудовищную силу обольщения имеют ролевые костюмы, выбранные в соответствии с тайными желаниями мужчины. Так что кружевные переднички парижских горничных или пушистые хвостики зайчиков — отнюдь не изобретение раскрепощённого нового времени.

«Костюм бабочки» для века ХХ: вечное перевоплощение

Конец XIX века. Декаданс. Поиск новых ценностей… В поиске, как известно, все дороги истопчешь, пока нужную найдёшь. Оттого и бросалась богема то в поклонение смерти и окутывалась с ног до головы в «пепел розы» (так называли серо-розовый цвет, который использовали в одежде, аксессуарах, даже в пудре), то веселилась до самозабвения.

Какие тогда были карнавалы!.. Маскерадные костюмы более не создавались на утеху одной особе: дамы — в угоду фантазии и красоте — превращались то в «порхающие цветы», надевая костюм бабочки, то в нимф, страстных русалок, потусторонних фей, всё-таки чуть присыпанных вполне земным пеплом розы… Подчас на такие наряды дамы тратили меньше денег, чем на румяна и духи — в умах и нравах начиналась великая революция, а фасоны — и платьев, и революций, как водится, подсматривали в иностранных модных журналах.

Мужчины забросили рядиться в Зевесов и прочих древнегреческих героев: костюмы устрашающих насекомых, Пьеро и тут же — русские косоворотки и чуть ли не смазные сапоги. И уже трудно было различить карнавал и живую жизнь: Есенин и Клюев появлялись «в свете» в шёлковых и атласных русских рубахах, подпоясанных кушаком, окали и пускались вприсядку танцевать (Клюев при этом был по-европейски образован, в совершенстве знал несколько языков); Маяковский скандализовал публику дамской жёлтой кофтой, а сама публика в лице дам часто «наводила тени» на манер нынешних готов.

Весь ХХ век можно смело назвать затянувшимся маскарадом:

«Красная шапочка»: главная сказка для взрослых

Сегодня карнавал, игра и ролевые костюмы переживают очередной Ренессанс. И дети, и взрослые с одинаковой радостью придумывают, заказывают, покупают, шьют сами наряды из просто невообразимых подчас «материалов». Леди Гага в костюмах из мяса — лишь крайний случай «съедобной моды»: на костюмированные вечеринки звёзды очень любят наряжаться в костюмы печенек, тортиков, шоколадок, часто охотно позволяя гостям откусывать по чуть-чуть…

Тон задают, конечно, голливудские звёзды, особенно — Хайди Клум и Сил. На их костюмные посиделки по разному поводу слетается весь цвет богемы — будет весело! Так, на последнем Хэллоуине сама пара предстала в костюмах горилл, а Джессика Уайт оживила костюмчик амазонки вполне себе живым воротником — извивающейся змеёй.

Вне конкуренции, однако, и здесь костюм красной шапочки — пока мужчины от него без ума, дамы будут завивать локоны, надевать шапочки, переднички и делать круглые глаза при появлении очередного «волка».

Костюмированные вечеринки сопровождают не только праздники, но всё, что угодно: дни рождения, мальчишники/девичники, открытия магазинов/ресторанов/кафе. Перед выходом вампирского триллера «Вкус ночи» звёзды Москвы слетались в бар Nebar, чтобы выпить «Первой крови» и пощеголять в сумрачно-сексуальных нарядах, иногда путая реальность и карнавал…

Рене Генон, влиятельный французский философ, в декабре 1945 г. в журнале «Etudes Traditionnelles» высказал мысль, что подобные праздники — с масками, перевоплощеньями и пр. — хиреют и уже «едва возбуждают интерес толпы», ибо сама жизнь превратилась в непрерывный карнавал. Философ — как все философы умеют — был парадоксально прав и не прав одновременно…

На правах рекламы

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях