Последний матч чемпионата мира по футболу в Екатеринбурге состоится 28 июня 2018 года. И хотя сейчас все заняты подготовкой к чемпионату, самое время подумать, а что будет после?
На собственно чемпионате город, возможно, ничего не заработает. ФИФА требует, чтобы стадионы чемпионата были пусты от арендаторов, все крупные мероприятия в городе на это время отменят, а если еще и введут сухой закон, рестораторы закроют заведения, а магазины потеряют значительную часть выручки.
Принести городу пользу может только использование интереса к спорту, импульса энергии, созданных чемпионатом. К этому необходимо готовиться уже сейчас.
В Бразилии, например, решить проблему послеолимпийского использования объектов не смогли. На стадион «Маракана», где проходило открытие и закрытие Олимпиады, не удалось привлечь спортсменов и туристов, там отключен свет, его грабят мародеры.
Как полноценно использовать потенциал спортивных объектов, команд и соревнований обсуждали спортивные менеджеры на второй форуме по спортивному менеджменту и маркетингу Sport Connect, которые прошел в Сочи в конце марта. Одной из основных тем стала загрузка стадионов между матчами.
Форум Sport Connect организовали группа «Интеррос», Российский Международный Олимпийский Университет (РМОУ) и «Спортклуб Роза». РМОУ − - ведущее российское учебное заведение по подготовке спортивных менеджеров, основанное в 2009 в ходе подготовки к олимпиаде в Сочи. Университет предлагает годичную программу «Мастер спортивного администрирования» и различные краткосрочные курсы повышения квалификаций для спортивных менеджеров.
Содержание новых спортивных объектов после чемпионата станет тяжелым грузом для бюджета. Обслуживание большой арены обходится в сотни миллионов рублей, например, в Казани называют цифру 200 миллионов, в Сочи — около 400. Снизить бюджетные траты спортивные управленцы предлагают путем превращения стадионов в места постоянного притяжения горожан.
Как заявил заместитель генерального директора «Казань Арены» Булат Литвинов, матчи занимают всего 25 дней в году, с их помощью окупить эксплуатацию стадиона невозможно. В Казани решили сделать ставку на систему «Город в городе», при которой стадион перестает быть исключительно спортивным объектом. Сейчас на «Казань Арене» каждый день работает детский город развлечений, сеть спортивных клубов, рестораны — все, что нужно для полноценного семейного отдыха. Благодаря этому объем частных инвестиций в объект достиг уже 500 миллионов рублей.
«Сначала все смеялись над нами, говорили, что концепция ошибочна — ну кто поведет детей на стадион? После этого пошел эффект домино: ты привел ребенка, и надо заняться чем-то самому. Так родился полноценный частный проект на государственном объекте — Kazan Arena Family», — отметил Литвинов. Скоро на территории стадиона может быть построен полноценный офисный центр.
Однако при развитии коммерческих объектов важно не забывать и о комфорте болельщиков, поэтому на «Казань Арене» задумались об установке системы обогрева трибун, которая сможет поднимать температуру внутри стадиона на 10 градусов.
То, что современные арены должны быть мультифункциональными, подтвердил и член совета директоров «Арена Парк Менеджмент» Кирилл Макарищев. В проект будущего стадиона, возводимого на месте знаменитого московского «Динамо», входит несколько масштабных объектов: торговый центр площадью 20 тысяч квадратных метров, бизнес-центр, апартаменты и отель. При этом под одной крышей будут размещены сразу две арены — стандартная футбольная и универсальная, где можно проводить хоккейные и баскетбольные игры. «Первый ярус трибун универсальной арены полностью трансформируется, меняется угол наклона, чтобы, например, на баскетболе были правильные фокусные точки на паркете», — добавил Макарищев.
Исполнительный директор «Локомотива» Алексей Киричек рассказал о том, что стадионы можно использовать еще и для территориального маркетинга. В этом году московский клуб провел на своей арене два семейных мероприятия — новогоднюю елку и масленицу. Примечательно, что вход на мероприятия был платным, но это не отпугнуло жителей ближайших районов: на новогоднюю елку было продано более 1000 билетов. «Благодаря этому мы зимой заполнили информационный вакуум вокруг клуба, — сказал Киричек. — Очевидно, что мы хотели бы видеть на матчах аудиторию, которая живет рядом со стадионом».
Сочинский пример
Сочи показал пример удачного использования наследия олимпиады, особенно горного кластера. Горнолыжный комплекс «Розы Хутор», инвестором которого выступила группа «Интеррос», сейчас превратился в круглогодичный горный курорт, который в зимние месяцы привлекает сотни тысяч любителей горных лыж.
Генеральная тема сочинского форума − «Управление кризисами и драйверы роста в спортивной индустрии».
Недавние допинговые скандалы привели к серьезным репутационным потерям спорта, а экономический кризис дополнительно сказался на финансовых результатах индустрии. Чтобы привлекать новых болельщиков и удерживать старых, клубам приходится уделять все большее внимание маркетинговым стратегиям. На форуме обсуждались технологии взаимодействия со СМИ, рекламодателями, каналы коммуникации с населением, использование киберспорта. В целом, спортивные менеджеры настроены оптимистично. Андрей Кавун, генеральный директор IRONSTAR, сообщил, что в России имеет место взрывной рост массового и любительского спорта. С 2000 по 2017 год число спортсменов-любителей выросло в 10 раз, по этому показателю мы первые в мире.
В администрациях города и области регулярно проходят совещания по подготовке к чемпионату. Обсуждаются проблемы реконструкции улиц, общественного транспорта, размещения в гостиницах. Отделочные работы на «Екатеринбург-Арене» строители обещают завершить уже осенью текущего года.
Это, безусловно, важно. Вот только не было сообщений ни об одном совещании, посвященном вопросу спортивной жизни города после 28 июня 2018 года.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов