Отдых за границей по излюбленной некоторыми согражданами системе «все включено» — не для меня. Я предпочитаю свободное перемещение по принципу «а сегодня поедем вот сюда». Соответственно, избавиться от необходимости садиться за руль не удается и в отпуске, но для любого уважающего себя водителя этот процесс становится лишь дополнительным развлечением. Новые дороги, новые пейзажи и, наконец, новый транспорт — автомобиль или мотоцикл.
Аренда транспорта за рубежом — это тема для отдельного разговора, но при любом раскладе начинаться он будет с главного для автомобилиста документа. Международное водительское удостоверение, по идее, должно иметься в активе всякого, кто планирует относительно свободный режим путешествия. Тем не менее, много кто про него слышал, но мало, кто видел.
Зачем?
Международное водительское удостоверение — это своеобразное приложение к национальным «правам», подтверждающее квалификацию водителя. Его основное (можно даже сказать, принципиальное) отличие от российского водительского удостоверения, как ясно из названия — интернациональность, так как русский текст в этом документе имеет перевод на иностранный язык.
Но есть одна закавыка. Строго говоря, национальные российские «права» образца, принятого на вооружение в 2011 году, тоже включают в себя текст на латинице, хоть и не имеют полного перевода. Кроме того, Россия принадлежит к списку стран, присоединившихся к так называемой Венской конвенции, которая предполагает признание национальных водительских удостоверений наравне с международными. Соответственно, по идее, на территории этих стран всем вашим потенциальным контрагентам должно быть достаточно российского ВУ.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что чаще всего так оно и происходит: ни разу за все время путешествий по территории государств-участников Венской конвенции меня не просили предъявить международные «права». Ни владельцы арендных фирм, ни полицейские, хотя мне доводилось попадать и в ситуации, по своему накалу подозрительно напоминающие скандал.
Более того, мои искренние попытки предъявить международное удостоверение наталкивались на столь же искреннее непонимание и вопросы наподобие «а нет ли у вас чего-нибудь более похожего на driver's license?» Отмечу, что российский вариант международных «прав» выглядит, как внушительная картонная книжечка серого цвета и визуально совершенно не похож на привычные за рубежом пластиковые карточки.
Тем не менее, я не раз слышал истории об отечественных «попаданцах», которые, понадеявшись на Венскую конвенцию, не озаботились оформлением международного документа, располагали только национальным ВУ и поимели на этом некоторое количество неприятностей.
Все как раз потому, что перевод наших с вами «прав» на иностранный язык — неполный, и полицейский, натолкнувшись взглядом на непонятную кириллицу, предпочитает не ломать мозг, а действовать по стандартным шаблонам вплоть до драконовских штрафов. Не стоит забывать и о том, что помимо Венской конвенции, существует еще и Женевская, в странах-участницах которой действуют собственные правила, и вот там-то без официального международного документа точно делать нечего. Наконец, наличие международного ВУ может серьезно облегчить разбор кризисной ситуации — например, ДТП.
Как?
Получение международных «прав» по сравнению с выдачей обычного водительского удостоверения — процедура простая и необременительная. Она не требует ни оформления медицинской справки, ни пересдачи экзамена, ни прочих головоломных действий. Связано это как раз с тем, что международное ВУ считается только приложением к национальному и без него, по сути, недействительно. К слову, это лишает водителя возможности ездить где бы то ни было (включая и территорию России) только по «серой книжечке»: российские «права» всегда должны быть при себе.
Для оформления международного удостоверения понадобятся паспорт, действующее ВУ, квитанция об оплате госпошлины и заявление. Последнюю бумагу можно заполнить непосредственно в ГИБДД, а можно сделать это через портал госуслуг, попутно еще и записавшись на конкретные время и дату получения готового документа. Я, к слову, в свое время так и сделал. Потребуется, кроме того, и цветная фотография размером 35×45 мм. Готовый документ инспектор выдаст буквально через несколько минут после предъявления оригиналов паспорта и прочего.
Еще один нюанс — срок действия международных «прав». Он заметно меньше, чем у национального ВУ, и составляет всего три года. Кроме того, этот срок ограничен еще и сроком действия российского удостоверения, так что если ему жить осталось, скажем, год, столько же будут действовать и международные «права».
Сколько стоит?
При личном обращении в ГИБДД и оплате пошлины офф-лайн международное водительское удостоверение обойдется в 1 600 рублей. Если же воспользоваться порталом госуслуг и оплатить пошлину через Интернет, сумма эта снизится до 1 120 рублей, так как портал предоставляет 30-процентную скидку.
Интересно, что означенную сумму придется платить каждый раз при выдаче нового международного ВУ взамен того, у которого истек срок действия. Зато штрафа, если вдруг вы просрочили время обмена интернациональных «прав», не предусмотрено: получение международного ВУ считается делом сугубо добровольным.
Фото: Дмитрий Елизаров, Надежда Бурлакова
Это Пукет, или такие тук-туки где-то еще есть?
Здесь фоточки с Пхукета. все верно, а также из Греции и Финляндии
Спрашивают или нет - зависит исключительно от страны и прокатчтика.
находясь в отпуске в Милане у меня затребовали международное ВУ
Подъезжая к сией станцыи, у меня слетела шляпа. Прям классика, прям по Чехову.
Прям классика, прям по Чехову
Мне заранее сказали, что лучше сделать, ибо в Италии не ездят, а низко летают и это, к сожалению, правда.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов