Музей Невьянской иконы переехал с улицы Толмачева в двухэтажное здание на Белинского-Энгельса ( по соседству с особнячком, где располагается Фонд «Город без наркотиков»). На первом этаже выставляются работы наших мэтров - художников Брусиловского, Сажаева, Метелева и Алексеева-Свинкина. Второй - полностью занимает Невьянская икона.
Всего в собрании музея около 600 экспонатов - помимо икон, это еще оклады, кресты, Писания, деревянная скульптура. Но часть икон находится на реставрации ( а реставрационные мастерские существуют при музее все те же 10 лет), другая - хранится в запасниках. Экспозиция, как уверяет владелец коллекции Евгений Ройзман, будет время от времени меняться.
Сейчас здесь выставлено порядка 300 икон. Самой ранней считается - «Богоматерь Египетская» -она атрибутирована 1734 годом. (Хотя Ройзман и его эксперты предполагают, что в собрании есть несколько икон написанных еще раньше, но официально искусствоведами данный факт не подтвержден). Самая поздняя из икон - «Спас-Вседержитель» датируется 1919 годом.
Коллекция в основном зале (там еще сколочены такие приступочки для посетителей невысокого роста, которые например, пожелают рассмотреть иконы, висящие во втором ярусе, поближе) размещена по кругу - от первой трети 18 века, к началу 20 столетия.
При этом есть отдельная стена, где в два ряда выставляются аж сразу 14 икон «Богоматери Казанской» (самый популярный тип Богородицы у старообрядцев, всего в коллекции музея таких икон насчитывается 3 десятка, но выставлены сейчас эти 14). Сделано это неспроста - с целью продемонстрировать разнообразие ликов и исполнения даже в таком жестко регламентированном подвиде искусства как иконопись. Богоматери действительно кажутся одинаковыми только издалека, стоит приглядеться и становится, очевидно, что одна более строгая и даже суровая, другая - смотрит ласково, третья - несет утешение и так далее. Левее собрания «Богородиц» в музее устроили специальный уголок, где выставлены для сравнения неотреставрированные доски.
На вопрос о стоимости коллекции в целом и ее отдельных экспонатов, дирекция музея отвечает, по понятным причинам неохотно. Самые ценные и редкие старообрядческие иконы оцениваются в 20 тысяч долларов. Но при этом приобретены они могли быть и за 150 долларов. Очень многие же иконы и вовсе были подарены музею, либо оказались в коллекции по самому сюрреалистическому стечению обстоятельств, например, «Минеи» (это многофигурная икона, где запечатлены фигуры 300 святых) досталась Ройзману в обмен на ящик водки. Главное, что отмечает коллекционер, рыночная стоимость и истинная ценность того или иного экспоната - величины не совпадающие.
Что же касается стоимости билетов в музей, то как минимум до конца этой недели (т.е. до 23 мая) вход в музей свободный. Дирекция пока не определилась - какую же назначить цену на билеты. Но даже и когда определится, как минимум один день в неделю вход будет также бесплатным.
Любопытствую:
как "дистанционно" связаться с реставрационной мастерской, в Екатеринбурге сейчас бываю наездами, а нужда есть в некоторой реставрации стареньких семейных икон назрела.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов