Чтобы получить работу, мало быть просто хорошим специалистом, нужно еще и понравиться работодателю. И в стремлении добиться этой цели люди обычно идут двумя путями: напролом, минуя условности, или растекаются мыслию по древу. Первые напрочь игнорируют такую возможность, как написание сопроводительных писем... и часто проигрывают. Вторые - с удовольствием ее используют... и проигрывают тоже. В чем же дело?
Для начала нужно определиться, что такое сопроводительное письмо - официальный документ или веселенькая агитационная листовка? Мнение карьерных консультантов на этот счет однозначно: «Сопроводительное письмо - компактный документ, необходимый для начальной коммуникации с работодателем». И, разумеется, как всякий документ, оно имеет свои принципы составления.
Два типа сопроводительных писем
На практике встречаются два типа сопроводительных писем. Условно их можно обозначить как собственно сопроводительные письма и «сопроводительные записки». Вторые, как следует из названия, представляют собой коротенькие приписочки к резюме. Как правило, их посылают без особой цели привлечь к себе внимание, а просто вместо приветствия. Сопроводительные записки могут состоять всего из пары слов, например «Привет. Высылаю свое резюме» или «Здравствуйте, мое резюме в приложенном файле».
Правил написания сопроводительных записок не существует - по той простой причине, что «записки», хотя и очень часто встречаются на практике, не являются классическими вариантами сопроводительных писем и, будем честными, практически никому и никогда не помогают в трудоустройстве. Для собственно сопроводительных писем HR-специалисты и карьерные консультанты выделяют несколько правил.
Во-первых, объем.
Предпочтительны 5-7 предложений в два, максимум три абзаца. Многие эксперты сходятся на мнении, что сопроводительное письмо длиннее 3 абзацев в худшем случае просто не будут читать. В лучшем случае - пробегут глазами. В любом случае цель - привлечь внимание работодателя - не будет достигнута.
Во-вторых, содержание.
Сопроводительное письмо ни в коем случае не должно дублировать резюме, а содержать некие дополнительные сведения о кандидате, которые привлекли бы работодателя. В идеале - объяснили бы ему, какую именно пользу для компании представляет данный конкретный кандидат, вплетя это в контекст деятельности самой компании и тем самым показав свою осведомленность в вопросах ее бизнеса.
В отдельных случаях можно построить сопроводительное письмо, отталкиваясь от факта, который свидетельствует против вас. Например, когда вы посылаете письмо на должность специалиста с опытом от пяти лет, а у вас за плечами только три года. Но этим приемом нужно пользоваться очень умело, иначе можно все испортить. Что касается данного примера, то здесь можно посоветовать использовать такую фразу «Мой опыт работы очень емкий, за три года я освоил навыки, на приобретение которых некоторые специалисты тратят пять лет».
В-третьих, язык и стиль.
В сопроводительном письме допустим только официально-деловой стиль: никакой фамильярности, сленга, смайликов и т.п. В то же время, не стоит перегружать сопроводительное письмо сложными конструкциями и терминами, ведь его, скорее всего, будет читать не специалист, работающий по одному направлению с вами, а менеджер по работе с персоналом.
В-четвертых, композиция.
В стандартном сопроводительном письме из 5-7 фраз первый или первый и второй абзац должны быть посвящены минипрезентации, в которой кандидат подчеркивает свои умения и выгоду, которую может получить компания, пригласив его на работу. В последнем абзаце нужно обязательно поблагодарить адресата за внимание и подчеркнуть свою готовность к личной встрече. Можно проявить инициативу и сообщить о своем намерении связаться в определенный срок с работодателем, чтобы уточнить решение относительно своего резюме
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов