Хватит ли выпускников на все ВУЗы?

Вузы могут остаться без бюджетников и потерять аккредитацию.
В высших образовательных учреждениях страны стартовала приемная кампания-2010. Впервые так рано определены и опубликованы на сайтах вузов правила приема и перечень вступительных испытаний (обычно это происходило в конце весны). С этого момента абитуриенты могут готовиться к вступительным экзаменам. В декабре прошлого года Минюст РФ утвердил правила приема в вузы, ставшие итогом длительной дискуссии после завершения вступительных испытаний. Что в них нового?

УГТУ-УПИВо-первых, принято решение по самому спорному вопросу - есть ли необходимость ограничивать число вузов, в которые абитуриент может подавать заявления. Теперь в правилах приема зафиксирована норма - подавать заявления можно не больше чем в пять вузов и не больше чем на три конкурса в каждом. Правда, возникает вопрос, как проверить, во сколько вузов документы уже поданы.  В министерстве образования РФ сообщили, что фиксировать количество заявлений будут в федеральной базе свидетельств ЕГЭ. Получив документы от абитуриента, приемная комиссия обязана проверить по этой базе набранные на ЕГЭ баллы и число вузов, в которые поданы документы. Однако уже сейчас в вузах предвидят, что сбоев в информационной системе не избежать. Есть опыт Киргизии, где абитуриенту после сдачи ЕГЭ выдавался своеобразный талон, который изымался при сдаче документов в приемную комиссию выбранного высшего учебного заведения. Хотя в этом случае развернулась бы контрабанда талонами.

Во-вторых, вуз получил право перепроверять справки выпускников школ, претендующих на льготное поступление. В Минобре отметили, что в 2009 году часть справок об инвалидности не была связана с реальным состоянием здоровья. После анализа списков поступивших выяснилось, что большинство бюджетных мест в престижных вузах были заняты льготниками, в то время как отличники и действительно талантливые дети оказались лишены возможности получения бесплатного образования. Если вуз выявит «липовую» справку, зачисление студента будет признано неправомерным со всеми вытекающими последствиями.

В-третьих, доля поступающих по целевому приему уменьшена с 30 до 20%. Рассматривается перспектива отмены целевого приема на специальности, по которым уже существует переизбыток кадров (экономистов, юристов). Какой смысл готовить новых, да еще на льготных условиях, когда на рынке труда и без того нет вакансий?

В-четвертых, с трех до двух уменьшится число этапов зачисления в вузы. Уже к началу августа будет ясно, набрал ли абитуриент необходимое для выбранного учебного заведения количество баллов. Даже если поступающий был зачислен в один вуз в первую волну, он вправе забрать из приемной комиссии документы и переправить их в другой, куда прошел во второй волне. Документы должны вернуть в течение дня.

В-пятых, введена возможность для вузов устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но и по непрофильному предмету. Вуз сможет принять решение о том, что не станет брать документы выпускников школ, у которых средний балл по всем экзаменам, скажем, ниже 60. Или, к примеру, технический вуз может решить не принимать документы у тех, у кого по русскому языку меньше тех же 60 баллов. Ответственный секретарь приемной комиссии Уральского государственного университета путей сообщения Андрей Середа убежден, например, что установление минимального порога улучшит качество студентов, уменьшит количество тех, кто пройдет «отсев». Конечно, при этом вуз рискует студентов недобрать. Летом 2009 года лишь несколько вузов в стране решились установить собственный проходной балл (его устанавливали только по профильному предмету).

Новые меры, взять хоть проверку льготников или право устанавливать минимальный порог баллов, призваны «отсеять» слабых абитуриентов, предоставить возможность учиться в вузах более сильным. Задача понятная: в прошлом году за счет неотрегулированной системы зачисления процент «случайных студентов» вырос. Были и завышенные результаты ЕГЭ, и «поддельные льготники», и олимпиадники, заполнявшие анкеты с орфографическими ошибками. При этом официально многие вузы говорят, что оценивать успеваемость первокурсников еще рано, однако отмечают общую слабую школьную подготовку учащихся. Так, по словам проректора по образовательной политике Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) Валерия Шевченко, качество школьных знаний, с которыми приходят в вуз, оставляет желать лучшего: «Мы вынуждены вводить различные выравнивающие курсы для успешного освоения университетской программы».

Желание вузов получить абитуриента с высокими баллами ЕГЭ, да еще и заранее определившегося с профессией, естественно. Но вот проблема: бюджетные места не сократили, заполнять их надо, а абитуриентов стало меньше (в 2008 году на 1 тыс. выпускников школ приходилось 396 бюджетных мест, в 2009-м - 420 мест).
По мнению Андрея Середы, в ситуации демографического провала в конкуренции за абитуриентов выиграют более известные вузы, а также вузы с уникальными направлениями подготовки.

Многие вузы сами начинают задумываться о более тесной кооперации. Это называется «партнерскими связями», но фактически это слияние вузов, руководители которых понимают, что иначе им просто не выжить. В России каждый год количество выпускников средних школ сокращается примерно на 15%. В 2006 году учащихся, заканчивающих 11 класс, было 1,3 млн, а в 2012-м их останется чуть больше 700 тысяч. Отголоски этой проблемы во вступительной кампании нынешнего года почувствовали на себе прежде всего аккредитованные негосударственные вузы, а также многие филиалы головных вузов. Благодаря ЕГЭ многие выпускники школ получили возможность поступить в престижные государственные вузы, причем на бюджетные места. Соответственно, часть коммерческих вузов осталась без студентов. Их перспектива - закрытие.

Сокращению учебных заведений будет способствовать и другое обстоятельство, не имеющее отношения к демографии. Государство пообещало усилить контроль за учебными заведениями, упростив административные процедуры по лицензированию и аккредитации, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. По его словам, система лицензирования и аккредитации должна стать реально действующим механизмом развития образования, стимулировать здоровую конкуренцию на рынке образовательных услуг: «До сих пор нам не удается очистить наше образовательное пространство от разного рода псевдоучебных заведений, которые лишь штампуют корочки с хорошей выгодой для себя, но с очень низким уровнем образования».

 

по материалам  Эксперт-Урал

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях