Выставка из галереи «Боттингерхаус» (г. Бамберг, Германия) - «Сны разума» открылась в Музее Изобразительных искусств на Вайнера, 11.
«Сны разума» объединяет 80 офортов серии «Капричос» испанского художника-романтика Франсиско Гойи и 80 литографий другого знаменитого испанца - Сальвадора Дали, как бы по мотивам Гойи. «Как бы», потому что «по мотивам» - это слишком громко сказано.
Один из главных оригиналов 20 века Дали, обратился к «Капричос» Гойи в 1977 году. Уже давно позади был золотой период сюрреализма, пришедшийся на 20-40 годы. И Дали уже произнес все свои самые эпатирующие парадоксы, шокировал человечество своими безумными выходками, отметился в фэшн-индустрии, расписал несколько самолетов, воспел Галу, уже не жил с Галой. Ему было уже за 70, когда он увлекся печатной графикой, создал литографические циклы к «Божественной комедии» Данте, «Потерянному раю» Мильтона, «Искусству любви» Овидия и вот импровизации по мотивам «Капричос». Точнее сказать Дали буквально скопировал офорты Гойи, раскрасил их – голубым, желтым, розовым, и добавил свои фирменные мотивы - растекающиеся часы, костыли-ходули, хоботкообразные члены и прочие мастурбаторы.
Утверждать, что все эти «сюрреализмы» добавили офортам Гойи глубины или нового звучания не приходится. Ничего оригинального, прежде невиданного в Дали - они тоже миру не открыли. Если хватит терпения, можно вдумчиво прочитать комментарии немецкого искусствоведа Курта Рупперта, постаравшегося объяснить каждую литографию Дали. Но это довольно утомительно и однообразно, особенно в сравнении с классическими комментариями самого Гойи к своим собственным работам.
Поэтому нет совершенно ничего удивительного в том, что как рассказывал один из организаторов выставки, по опыту других городов, «люди в первую очередь приходят смотреть Дали, а уходят под впечатлением от Гойи». И с этим не согласиться невозможно. Но надо пояснить, что «Капричос» Гойи в Екатеринбург уже привозили. 10 лет назад выставка проходила в Музее Фотографии «Дом Метенкова». Ее привозил из Ирбита коллекционер Валерий Карпов. Кроме того, все кому было интересно, с «Капричос» могли познакомиться спокойно сидя дома на диване, и пролистав альбом – серия издавалась, и переиздавалась со всеми комментариями. Ну, либо съездив в столицы – «Капричос» есть в собраниях Эрмитажа и Музея Изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Другое дело, что не всегда они есть в действующей экспозиции, и именно этим объясняется, что публика на «Сны разума» идет. Идет и в Самаре, и в Тюмени, и в Ростове-на Дону, и в Новосибе и во всех прочих городах России. Сразу же после Екатеринбурга проект возвращается в Германию, но кажется совсем ненадолго, оттуда поедет на гастроли дальше по миру. А на Урал, кстати, через полгода привезут другую серию Сальвадора Дали – его иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. И вот это будет уже абсолютно самостоятельная работа испанского сюрреалиста. Иллюстрации к «Божественной комедии» он делал по заказу правительства Италии, к 700-летнему юбилею празднования Данте еще в 1951 году. Потом вернулся к ней в литографиях. Что конкретно привезут в Екатеринбург пока рано. Ну а если интересно, билеты на «Сны разума» в Музей ИЗО на Вайнера для трудоспособных граждан стоят 250 рублей, для студентов и пенсионеров – 150. Выставка открыта до 28 марта.
шок даже
лично мне не понравилось
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов