Споры о том, каким должно быть преподавание математики в школе, не стихают в образовательной среде. Мнением по этому вопросу в интервью РИА Новости поделился член-корреспондент Российской академии наук, профессор Юрий Нестеренко.
— Юрий Валентинович, как складывается сегодня ситуация с преподаванием математики в школе?
— Подготовка большинства наших школьников находится на крайне низком уровне. Если ничего не менять, школьное математическое образование в стране опустится до уровня, лишь позволяющего с помощью калькулятора посчитать в супермаркете сдачу. В таком случае придется, наверное, организовывать в ведущих вузах страны специальные факультеты, занимающиеся предварительной подготовкой выпускников школ с тем, чтобы, став студентами, они смогли воспринимать вузовскую математику.
— Почему вы считаете ситуацию с преподаванием математики столь плачевной?
— Причин несколько. Первая связана со смещением стимулов и интересов в обществе из области «сделай» в область «купи-продай», что повлекло снижение престижа естествознания в целом и математики в частности.
Не способствовало сохранению высокого уровня математических знаний и уменьшение часов, отводимых на этот предмет. С начала 90-х годов мы потеряли два часа еженедельно в течение первых четырех лет обучения в школе. Эта тенденция сохранилась и в старших классах.
По отзывам моих коллег, недопустимо слаба профессиональная подготовка выпускников педвузов — учителей математики. Действующие учебные планы и стандарты математических факультетов не учитывают понизившийся уровень знаний и умений нынешних абитуриентов педвузов и отводят слишком мало времени на занятия элементарной математикой.
Безусловно, на качестве преподавания сильно сказался ЕГЭ. Раньше при оценке экзаменационной работы учитывался процесс решения задачи, умение школьника логически мыслить. Ответ играл важную, но второстепенную роль. Ориентация на прохождение формального выпускного теста сдвинула предпочтения учащихся и учителей в старших классах от творческого освоения предметов к заучиванию схем решения конкретных задач и выбору нужных ответов. К этому же ведут попытки оценить качество работы учителя по результатам ЕГЭ.
Большой вред математическому образованию приносят так называемые демонстрационные варианты ЕГЭ. Очередной такой вариант для 2010 года был опубликован минувшим летом. Вслед за ним начали выходить книги, содержащие типовые тестовые задания, диагностические работы, тематические задания. Все это — наборы задач, лишь незначительно отличающиеся от материалов демонстрационного варианта. Следует осознать: после публикации типовых тестовых заданий общематематическая подготовка школьников в выпускных классах большинства школ прекращается.
- Что следует делать, чтобы исправить положение?
— Следует, прежде всего, вернуть «школьной математике» отобранные у нее часы. Сейчас не реально добавить два часа в неделю в младших классах. Поэтому необходимо пересмотреть содержание обучения в 1-4 классах и, не уменьшая учебного времени на математику, перенести часть работы отсюда в 5-6 классы. Соответственно нужно критически пересмотреть и содержание основного (5-10 классы) и полного (10-11 классы) образования. Освободившиеся часы нужно использовать для решения задач и закрепления пройденного ранее материала.
— Чем поступиться, что оставить? Некоторые предлагают убрать часть тригонометрических формул…
— Прежде всего, нужно вернуть внимание учителей и школьников к изучению геометрии — этого уникального по своей роли в математическом образовании предмета. Разнообразие геометрических задач, обилие идей, строгость рассуждений учат логически мыслить, развивают воображение, интуицию, творческие способности. Не менее важны в этом плане арифметика и арифметические методы решения текстовых задач.
Я — сторонник сохранения в школе задач на решение уравнений и неравенств, как алгебраических, так и тригонометрических, логарифмических, показательных. Эти задачи учат работать с функциями. Они доступны для школьного понимания — разумеется, при соблюдении меры сложности, — но для решения требуют определенной культуры выполнения алгебраических преобразований. Именно этой культуры не хватает нашим первокурсникам, а она необходима, чтобы дальше в вузе научить студента делать более сложные вещи — вычислять интегралы и производные, исследовать функции на экстремум и многое другое.
Необходимо сдвинуть на более позднее время, а еще лучше, вообще убрать из базового математического образования весь материал, связанный с теорий вероятностей и математической статистикой, комбинаторикой, теорией множеств и логикой, а также все, что связано с формальной стороной дифференциального и интегрального исчисления. Мне кажется, записанные на DVD или выложенные в Интернет две двухчасовые лекции кого-либо из наших крупных ученых, специалистов в области анализа, наполненные историей и идеями, породившими этот раздел математики, дали бы в образовательном плане намного больше, чем 20 часов формальных упражнений на вычисление производных и интегралов. К тому же в вузе этому приходится обучать заново.
Источник: www.rian.ru
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов