HeadHunter" />

Журналист-фрилансер

плюсы и минусы
Время от времени в Интернете проскакивают объявления типа «Курс вольной журналистики! Хотите получать тысячи долларов за статьи?». «Конечно, хочу!» – возбужденно воскликнет иной обыватель. Действительно, зачем ходить каждый день на работу? Сиди себе дома и пиши гениальные материалы, а слава, признание и баснословные гонорары... все само с неба упадет, прямо на океанскую яхту, которую в своих мечтах уже успел прикупить за первый же воображаемый гонорар будущий «мастер пера». Но на поверку реальность оказывается совсем не такой красочной, как было написано в рекламном объявлении. Гонорары не исчисляются тысячами долларов, главные редакторы чересчур придирчивы и устало отмахиваются от очередного «гениального» материала, а желающих заработать «легкие» деньги оказывается так много, что новоиспеченный журналист даже не может дозвониться до ассистента редакции, чтобы уточнить, пришла ли на электронный адрес издания его заметка. Однако и в сегодняшних условиях жуткой конкуренции находятся люди, которые вполне успешно работают в качестве внештатных авторов.

Белое – Черное

Бесспорным преимуществом внештатной работы является тот факт, что журналист не ограничен рамками офисного сотрудника, такими как:
•    строго нормированный рабочий график;
•    формат одного издания (корреспондентом которого он и является);
•    ежедневное деморализаторство редактора о том, что вот сегодня-то и надо написать «убойную» статью, при этом отвергая предложенную за день до этого тему с таким брезгливым видом, словно барину принесли отведать осетрину второй свежести.
В недостатки профессии штатного корреспондента можно также включить и жуткие авралы, когда, например, слетает тема (раньше отписали конкуренты, сняли материал по причине недовольства вышестоящего руководства или же просто выскочила более интересная новость, про которую срочно нужно развернуто написать, потому что завтра будет поздно!). А ведь нередко приходится тянуть лямку не только за себя, но и за коллегу, по каким-либо причинам не вышедшего на работу в ежедневное издание. Всей этой головной боли у фрилансера нет, он, вообще, может до обеда проваляться в постели, правда, тогда потом ему придется засидеться за компьютером до глубокой ночи...

Недостатков в работе фрилансера, правда, тоже хватает с избытком. Поистине титанических трудов составляет пробиться в то или иное издание. Вспомним, с каким усердием Мартин Иден (герой одноименного романа Джека Лондона) отсылал свои рукописи в издательства. Однако, несмотря на все старания, ни один редактор ему не отвечал на протяжении долгого времени. В результате, Мартину Идену стало казаться, что редакторов вообще не существует, а вместо них работают бездушные машины.

Портфолио

С начинающего журналиста-фрилансера никто не будет требовать, чтобы он продемонстрировал диплом об окончании факультета журналистики престижного московского вуза, но вот наличие публикаций (так называемого портфолио) в 90% случаях является обязательным условием. Подобное требование частенько вызывает сильное возмущение у новичка – уж он-то писать умеет! Однако оказывается, что писать интересно и информативно, не перегружая текст малозначимыми деталями и узколобыми умозаключениями, избегая избитых фраз и засаленных выводов, при этом сохраняя легкость подачи материала, а главное – соответствие формату того или иного издания, оказывается крайне сложной задачей.

Но, если желание попробовать себя в этой области является не сиюминутной прихотью, а осознанным желанием стать профессионалом, то придется запастись терпением и настойчивостью. Первой целью начинающего журналиста должно стать не получение баснословных гонораров, а раскрутка своего имени. Нужно понимать, что чем популярней издание, тем, соответственно, выше конкуренция между внештатными авторами. Зачастую на редактора известного издания ежедневно десятками валятся письма по электронной почте от фрилансеров с предложениями о сотрудничестве. «Когда мне пишут только то, что готовы со мной сотрудничать, я сразу же удаляю такое письмо, – рассказывает редактор отдела „Телеком“ газеты „РБК daily“, а также главный редактор и владелец информационных порталов Nanodigest.ru и Sport-box.net Александр Дементьев. – Больше шансов привлечь мое внимание, если внештатный журналист приводит список своих публикаций, демонстрируя, насколько глубоко он погружен в тему, о которой собирается писать. Идеальное же письмо фрилансера, который хочет со мной работать (помимо обширного портфолио), должно содержать либо уже готовые статьи, либо список актуальных тем, по которым он может оперативно написать материал».
Тем не менее, даже в самые известные издания возможно пробиться с первого раза, но для этого нужно подготовить статью, которая попадет в «яблочко» и сразит редактора наповал. Такие случаи крайне редки, но они все-таки бывают. Однако гораздо чаще редактор отвергает предложенный фрилансером материал. Если это произошло, не постесняйтесь узнать, по какой причине это случилось, и внимательно ознакомьтесь с ответом редактора. Если материал просто не подошел по формату, но тема все-таки заинтересовала редактора, то договоритесь с ним, что согласны переписать статью с учетом его требований. Здесь уместно будет вспомнить пословицу «не мытьем, так катаньем». Мне иногда приходилось переписывать статью до трех раз, причем третий вариант полностью отличался от первого. После чего материал публиковали в интересующем меня издании, а первый вариант статьи я рассылал по журналам аналогичной тематики, после чего и он находил свое место на страницах прессы.

Немаловажным моментом является и оговоренные временные сроки. «Помимо интересной и насыщенной фактуры заметки, редактор всегда огромное внимание уделяет и времени сдачи статьи, – отмечает Даниил Сонин (ранее занимал должности главного редактора CarClub.ru и шеф-редактора Autoweek.ru). – Те авторы, которые соблюдают поставленные сроки, автоматически поднимаются в редакторском рейтинге внештатников и могут рассчитывать на дополнительные задания».

Начало карьеры

Начинающим журналистам-фрилансерам можно посоветовать перечитать уже упомянутую книгу Джека Лондона «Мартин Иден» (на мой взгляд, лучшее руководство к действию для будущих внештатников). Прочитав эту книгу, вы узнаете, что статья может подходить изданию на все 100%, но ее все равно не возьмут для публикации. Причины могут оказаться самыми разными:
•    в некоторых изданиях печатают статьи только штатных авторов, не желая оплачивать гонорары фрилансерам;
•    может оказаться, что конкурирующее издание опубликовало ранее материал по теме, схожей с вашей статьей;
•    следующий номер уже сверстан, а через номер заметка потеряет актуальность;
•    может оказаться и так, что редактору просто не хватит времени и терпения ознакомиться с вашим материалом (либо, что также иногда случается, он отвергнет вашу заметку просто потому, что у него было плохое настроение).
Несмотря на все перечисленное, постарайтесь всегда добиваться (в телефонном разговоре) от редактора ответов на вопросы:
•    Получил ли он ваше письмо?
•    Подходят ли ему ваши темы и статьи?
•    Если нет, то почему?
•    Если он не готов сейчас ответить, то когда лучше перезвонить?
Полезно также помнить, что редактор – это всего лишь человек, который часто принимает решения, исходя из личностных оценок, так что если ваш материал в одном журнале был раскритикован в пух и прах, то это абсолютно не означает, что он не «улетит на ура» в другом издании.

Путь в журналистику у каждого свой: кто-то приходит к этому уже в зрелом возрасте, а кто-то начинает писать со школьной скамьи. «Моя первая публикация появилась в свет еще тогда, когда я еще училась в школе и собиралась поступать на журфак, – рассказывает студентка 3-го курса кафедры теории и истории журналистики РУДН Диана Трескунова. – На сайте МГУ в одной из рубрик были указаны издания, куда можно было обратиться для сотрудничества. В итоге мои статьи были опубликованы на сайте www.ynpress.ru (Портал ЮНПРЕСС – молодежное информационное пространство). Учась в обычной школе, я поступила в школу журналиста в ДомЖуре. На занятиях мы посещали различные издания, так я попала в „Комсомольскую правду“. Стажировка там оставила в моей памяти очень много хороших воспоминаний, но зарплата у фрилансера оставляет желать лучшего. После „Комсомольской правды“ я поняла, что, если есть желание писать, то ни в коем случае не стоит стесняться предлагать свои статьи разным изданиям».

Оплата труда

Оплата работы фрилансера за страницу текста (1800 знаков с пробелами) может колебаться от смехотворных 300 до 3500 рублей, стандартная же ставка после наступления кризиса составляет около 1000 рублей за сверстанную страницу текста (около 3000 знаков с пробелами), в том числе и в известных изданиях. Что касается столь желаемого для многих «глянца», то статья в суперпопулярном издании на 12000 знаков с пробелами может потянуть и на 8–12000 рублей.
Кроме того, некоторым фрилансерам удается совмещать профессию журналиста со специальностью копирайтера. Последний, в отличие от журналиста, пишет заказные статьи (это могут быть как рекламные, так и PR-тексты), оплачиваемые не изданиями, а заказчиком. Крупная компания может не поскупиться и заплатить копирайтеру 1,5 рубля за знак, в иных случаях ставки могут подниматься, но для этого необходима широкая известность автора и 100%-й «зубодробительный» текст.

Необходимо предупредить, что широко применяется и мошенническая схема привлечения внештатников (как журналистов, так и копирайтеров), которые должны подготовить бесплатное «тестовое задание», после чего вас якобы примут в штат, назначат главным редактором или, как минимум, просто озолотят. Однако когда ваш текст попадает в руки заказчика, то тот либо пропадает, либо начинает говорить, что материал не подошел. Тем не менее, такие статьи зачастую всплывают, но без вашей фамилии, либо уже под фамилией другого «автора». Крупные издательства этим не занимаются, а вот многочисленные неизвестные конторы порой не брезгуют подобным интеллектуальным воровством.

Кризис

По разным оценкам, с началом кризиса активность фрилансеров сразу возросла в три раза! И причин этому несколько:
1.   По СМИ прокатилась волна сокращений штатных журналистов.
2. Снизились фрилансерские ставки, а многие издания вообще отказались от услуг внештатников.
3.    Своей основной работы лишились и те фрилансеры, для которых ранее журналистика была не более чем хобби.
Тем не менее, настоящий профессионал при любых, даже самых кризисных ситуациях будет востребован. СМИ всегда нуждались в актуальных и искрометных заметках, ибо от них в первую очередь и зависит читательский рейтинг популярности издания, а это значит, что медиамагнаты за ценой не постоят.
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях