- Константин, по прогнозам министерства, будет ли успешным туристический сезон-2009?
Брыляков: - События сейчас происходят драматические, я бы сказал. Еще год назад туристический рынок Свердловской области и Уральского региона был одним из самых развитых в стране. Он был вторым-третьим после московского с точки зрения международного, выездного туризма. Кризис вносит сегодня существенные корректировки, объемы падают, но при этом можно сказать, что именно этот рынок мобилен, гибок, и наши уральские туроператоры стараются адекватно реагировать на ситуацию.
С точки зрения внутреннего туризма Свердловская область к 2008 году подошла с очень неплохими показателями. Мы приняли в наших гостиницах, базах отдыха, санаториях более одного миллиона ста пятидесяти человек. По этим показателям, по так называемым «ночевкам», в частности, мы уверенно лидируем в регионе УрФО. На территории России найдется немного субъектов с сопоставимыми показателями развития туристического потока.
Совсем недавно озвучены статистические цифры на уровне всей России: около 30 миллионов человек отдохнули в пределах России, на рынке внутреннего туризма; за рубеж выехало порядка 11,5 миллионов россиян.
КРИЗИС КАК СТИМУЛ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Рынок в целом на сегодня изменяется в сторону внутреннего туризма. И в этом отношении кризис - это новые возможности и перспективы, чтобы индустрия приема, наших санаториев, загородных отелей получила дополнительный стимул к развитию.
По линии поддержки малого бизнеса проекты по туризму включаются в программы льготного инвестиционного кредитования. Появились перспективы и для относительно новых видов туристической деятельности, таких, как сельский туризм. Упоминавшаяся губернатором «Уральская деревня» во многом будет реализована в программе развития сельского туризма. В прошлом году было подготовлено специальное методическое пособие для потенциальных сельских предпринимателей. Повторюсь, они сегодня могут получить льготный инвестиционный кредит до 5 миллионов рублей по программам кредитования поддержки малого бизнеса. Речь идет о кредите на срок до 5 лет под 13 процентов, это нынешняя ставка рефинансирования Центробанка. По сравнению с тем, что есть сейчас на рынке кредитования, условия очень выгодные.
- Есть желающие реализовать такой проект деревенской гостиницы?
- Желающие уже есть, есть и прецеденты по льготному инвестиционному кредиту. Гостевые дома уже работают в Невьянском районе, есть желающие в Ирбитском, Красноуфимском районе. Мы помогаем конкретным предпринимателям как-то поднять, раскрутить дело, выйти на рынок.
Еще одно важное антикризисное предложение - поддержка выставочных проектов с тем, чтобы потребители узнали, что есть на рынке и что может предложить именно Свердловская область.
В начале апреля прошла очередная выставка-ярмарка «Индустрия туризма Урала 2009». Там были представлены уральские санатории, базы, дома отдыха. У всех сейчас трудности, все ощущают спад спроса, но продолжают работать. Хотя у санаторно-курортных предприятий, оказывающих действительно качественные услуги, проблем с загрузкой нет.
ЗАРУБЕЖ НЕВТЕРПЕЖ…
- Поедут ли россияне, конкретно уральцы, сегодня за границу? Каков ваш прогноз?
Брулев: - Однозначно, сезон состоится и будет непростым. С точки зрения туроператоров и с точки зрения клиентов. Главная задача – чтобы туроператоры не превысили свои собственные возможности и правильно рассчитали так называемый спрос. Тогда на рынке будут понятные, экономически обоснованные цены и не будет того, что называется «горящей путевкой». Потому что, как ни парадоксально, горящая путевка это плохо и для клиента, и для туроператора. Для клиента она плоха тем, что сразу снижаются и качество предоставляемых услуг, и безопасность. Чтобы не забыть нашего уважаемого клиента за рубежом, нужна высокая степень экономической безопасности туроператора, который его направляет.
Бесспорно, цены будут изменены. Но нужно помнить, что в разных видах и направлениях туризма ценообразование - разное. В выездном туризме очень высока валютная составляющая - либо евро, либо доллар. Произошла девальвация рубля, и, соответственно, рублевые цены будут выше, нежели в прошлом году. В то же время в валютном эквиваленте эти цены будут ниже.
Несмотря на определенное снижение цен на перелеты, на мой взгляд, авиаперелет из нашего региона по-прежнему остается очень дорогим. Если его сравнивать с европейскими перелетами, мы находимся не в очень выгодном положении. Не берусь анализировать, почему это происходит, я просто констатирую факт.
СУДЬБА САНАТОРИЕВ: НАМ ПОБЛИЖЕ И ПОДЕШЕВЛЕ!
Измайлов: - Наша ассоциация создана недавно, всего полтора года назад. Однако интерес к нам велик, ассоциация создана вовремя и помогает здравницам, базам отдыха. Причем присоединиться к нам стремятся и пермские, и челябинские, и башкирские здравницы. Это своего рода феномен.
- Коснулся ли кризис санаторного бизнеса?
У нас всего около 50 санаториев-профилакториев, 15 из них находятся в стадии реорганизации, смены статуса или перепрофилирования.
У санаториев выраженная сезонность. Раньше круглый год была полная загрузка, получаемую прибыль можно было вкладывать в развитие предприятия. Сейчас, с наступлением кризиса, сезонность выразилась спадом объемов продаж в январе-феврале, и, скорее всего, так будет до мая.
Летом, конечно, загрузка будет стопроцентная, а объем продаж - полный. Почему? Потому что и ранее спрос превышал предложение. За счет этого есть резерв. Что касается цен, здесь влияние кризиса позитивно. Те здравницы, цены в которых были выше среднего уровня – а это в пределах 1800-2000 рублей в сутки на человека в благоустроенном номере - снизили цены на 20 процентов.
Интересная вещь: клиентов интересует в первую очередь вопрос географии – спросом пользуются путевки на базы отдыха и санатории, расположенные в пределах двухсот километров от города. Возможно, людям не хочется уезжать далеко от дома. Спрос именно на такие путевки – с более низким уровнем цен, даже с понижением качества услуги, и в близлежащие места. Активизировались в продвижении своей продукции те санатории, которые раньше не стремились рекламироваться, поскольку просто не нуждались в этом. Это тоже позитивное влияние кризиса.
БРЫЛЯКОВ: - Мы все живем в рынке, и наша задача дать санаториям, относившимся раньше к системе здравоохранения, именно рыночные инструменты выживания в этих условиях. Поэтому мы проводим выставки, семинары по обучению работников санаторно-курортной сферы, обучаем их маркетингу, управлению качеством. Все эти меры направлены на то, чтобы санатории не ждали помощи от государства, а самостоятельно выводили и реализовывали свой продукт на рынке - в том числе через турфирмы, операторские компании, агентские сети.
К счастью, качественно меняется уровень услуги в санаториях. Есть стереотип, что санаторий это нечто для престарелых: днем лечишься, вечером – смотришь телевизор. Поезжайте, посмотрите Линевку под Нижним Тагилом! Там расписана каждая минута пребывания на территории комплекса, прекрасная современная анимация, не хуже, чем в Турции, традиционные мастер-классы (например, гончарный круг), конные прогулки, отличный спортивный комплекс, современный аквапарк. Соответственно, там всегда хорошая загрузка.
В такой туристической стране, как Англия, на сегодня 30 миллионов туристов въезжают на территорию Великобритании из-за рубежа, и 140 миллионов поездок по своей стране совершают сами британцы. У нас в России по внутреннему рынку – 30 миллионов поездок. Это в три раза больше, чем выехало за рубеж. Поэтому я думаю, что реальная пропорция между выездным и внутренним туризмом на территории нашей области примерно та же самая.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ – БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ПРИРОДЫ
- Скажите, будет ли развиваться сектор рынка, занимающийся экологическим туризмом? Прокат снаряжения, сплавы по уральским рекам…
- У нас под экологическим туризмом понимается туризм без ущерба для природы. Если говорить об активных видах отдыха, связанных с путешествиями, со сплавами, на территории Свердловской области создана система особо охраняемых природных территорий, основное назначение которых как раз организация экологических путешествий. Там люди не просто путешествуют, но еще и воспитывают культуру общения с природой. Это находящиеся в ведении министерства природных ресурсов так называемые природные парки, как Оленьи Ручьи в Нижнесергинском районе, река Чусовая, «бажовские» места. На сегодня эти парки серьезно продвинулись в сфере развития организованного и коммерческого туризма. Если ты готов организовать свое путешествие самостоятельно, если у тебя есть снаряжение, пожалуйста, можешь приехать на территорию парка, заплатить небольшие деньги за входной билет и выйти на маршрут. Тебе дадут карту, там есть стоянки, прочая инфраструктура. На сегодня те же Оленьи Ручьи испытывают уже чрезмерную нагрузку - желающих намного больше, чем парк может принять. Они в спешном порядке развивают дополнительные маршруты экологического туризма, чтобы природа не страдала.
Перед руководством парков поставлена задача активно взаимодействовать с предпринимательскими структурами для того, чтобы базы отдыха, расположенные неподалеку, предоставляли бы отдыхающим снаряжение. В целом парки финансируются за счет областного бюджета.
ПРО СПАД И МАЙСКИЕ
- И все же, вы прогнозируете спад туристической активности?
- Я прогнозирую, что на внутреннем рынке в это лето мы будем наблюдать небольшой спад, процентов 5-7 от 2007 года (а тогда у нас было около 330 тысяч отдыхающих в санаториях и базах отдыха). Однако это все равно в два раза больше, чем доходы, приносимые деловыми туристами в Екатеринбурге. Для сравнения, на рынке выездного туризма ожидается спад от 35 до 50 процентов. В общем, если мы выйдем на уровень 2007 года, это будет хороший задел для развития в будущем.
- Что ждет нас на майские праздники, какие направления будут популярны, есть ли шанс, что снизятся цены?
БРУЛЕВ: - Задача на предстоящий сезон – сохранение географии поездок, чтобы не пропадали целые страны, не уходили целые направления. Нам очень непросто было создать в свое время здесь целый спектр путешествий. Не хотелось бы этого терять. Если говорить о майских праздниках – традиционно это пиковый спрос, сравнимый с самым высоким сезоном. Продажи на май идут достаточно успешно.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов