HeadHunter" />

Почему выпускники не могут найти работу?

Каждую осень-зиму ВЦИОМ публикует результаты собственных исследований, и с завидной регулярностью раз в полгода возникает волна сообщений в СМИ: «Выпускники не могут найти работу по специальности!» Вчерашние студенты, которые внезапно поняли, что шансов на рынке труда у них нет, рвут на себе волосы, представители бизнес-структур журят недостатки системы образования, вузы предлагают платные программы переподготовки, а власти всех уровней в это время с успехом осваивают бюджеты под программы поддержки молодежи. В общем, из года в год повторяется одна и та же картина. Ее можно было наблюдать даже в очень дефицитных для работодателей 2007–2008 годах.

В этом году будет еще хуже. С осени рынок труда заметно съежился, и не исключено, что к нынешнему лету уменьшится еще сильнее. В Новосибирской области власти подтверждают, что из 18 тыс. выпускников почти 7% не будут трудоустроены. Тем самым признается, что количество открытых вакансий уже меньше потенциального числа желающих. Если учесть, что значительная часть мест малопривлекательна из-за невыгодных условий оплаты труда, то выпускников ждет еще более острый дефицит работы. В общем, сегодня страхи студентов объективны.

Но дело-то в том, что даже в более «жирные» годы добрая половина студентов и большинство родителей были уверены, что хорошую работу вчерашнему выпускнику найти совершенно невозможно. Вопрос: а на что рассчитывали родители, которые пять лет назад тянули своих отпрысков в вузы, заставляли их поступать, а потом еще и учебу оплачивали?

Сегодня 85% родителей желают, чтобы их дети получили высшее образование. Якобы тогда чадо обязательно должно выбиться в люди. На этом с успехом паразитируют коммерческие вузы, которые готовы за приемлемые деньги выдать заветные «корки». Даже если студент такого вуза не усваивает программу, которая заметно облегчена, всегда есть реальные возможности продолжить учебу, так или иначе спонсируя учебное заведение или его педагогов.

Российскую систему образования принято ругать. Считается, что ее врожденный порок – в наследовании принципов советской системы, которая выпускала заданное отраслевыми требованиями количество специалистов. Но если система распределения, которую сегодня мечтают возродить некоторые, была мощным регулятором, определявшим набор в вузах, то сегодня вузы работают сами для себя. Нужды свободного рынка так и не заменили отработанный годами механизм системы распределения. В этом основная беда российского образования: система вроде бы отлажена, но много винтиков почему-то выходит некондиционными.

Хорошо, допустим, образование не соответствует требованиям работодателей. Это данность. Тогда резонно, что успех будущего сотрудника зависит от личных качеств и способностей. Их у большинства тоже не хватает. Невостребованность нынешних выпускников кроется прежде всего в неумении самостоятельно принимать решения. Думать и анализировать большинство нынешних студентов отучили еще за школьной партой: вспомните параметры оценки школьных сочинений. Правильно и грамотно себя подать работодателю вчерашние выпускники не могут, потому что недостаточно гибки и не в состоянии даже примерно понять критерии, по которым их будут оценивать.

Чтобы попасть в разряд «некондиционных» сотрудников, довольно двух условий: учиться на невостребованной специальности либо оказаться недостаточно квалифицированным для работодателя. Первый случай – клиника. Достаточно до начала учебы открыть глаза и оглядеться: много ли вокруг, например, востребованных специалистов-экологов? Не превышает ли количество уже обучающихся юристов или менеджеров все возможные пределы? Если будущий специалист идет на уже переполненный соискателями рынок труда, то он должен быть настолько компетентным, чтобы оставить большинство конкурентов позади. Тогда проблем с трудоустройством не возникает. Ну а если он этого не понимает, то отсутствие нормальной работы по прошествии целых пяти лет обучения – это закономерный итог.

Каковы сами выпускники вузов – такие у них и проблемы. Вместо этого во всем принято винить устаревшие программы обучения, слабую практическую проработку и материально-техническую базу вузов. На самом деле, стоит задуматься о самих студентах. Значительная их часть не умеют, не хотят, некоторые просто не могут учиться.

Среднестатистический российский 17-летний выпускник школы полностью зависим от родителей. Практически в 100% случаев у него нет собственного жилья и возможности жить автономно. У большинства нет даже непостоянных заработков, карманные деньги выдают родители. Резонно, что в этом случае никакой самостоятельности у вчерашнего школьника нет, и дальнейшую его судьбу в большинстве случаев определяют родители, активно лоббируя выбор профессии и вуза. Когда приходит время думать самостоятельно, оказывается, что вчерашний студент просто потерял пять лет, а учился совсем не тому, о чем мечтал.

Когда гарантий того, что выпускник вуза будет компетентным сотрудником, нет, высшее образование превращается из реального преимущества во «входной билет», необходимое условие для продвижения по карьерной лестнице. Работодатели объясняют это просто: если нынешние выпускники вузов настолько плохи, то каковы тогда работники без образования?

Те же, кто по своей недальновидности не понимает этих правил игры, а думает, что действительно получит образование на специальности «PR» или «менеджмент» в вузе второй руки, оказываются на обочине. И поделом.

Впрочем, есть и более оптимистичный взгляд на проблему. Исходим из того, что вузы просто отвечают на запросы работодателей. Руководитель готов платить деньги секретарю с высшим образованием, пусть даже она будет подавать кофе и отправлять факсы. Будущая секретарь готова платить пусть даже третьесортному вузу за «корки», благодаря которым она сможет подавать кофе в теплом офисе, а не работать официанткой. Руководителю приятно, что ему подает кофе сотрудник с «вышкой». Секретарша рада, у нее неплохие условия работы. Преподаватели и руководство вуза тоже не остаются внакладе – у них есть рабочие места и вуз получает доход. Получается такой маленький замкнутый мирок. Все довольны, система работает. Профанация? Ну да ладно, и так сойдет.
Комментарии (всего: 8)
[ProIKEA]Storm 26 марта 2009 года в 20:38
"Ну да ладно, и так сойдет."

хорошая статья!!!

ее надо в классе 9-10 читать потому что реально о своем высшем образовании задумываются тока в 11 классе после нового года(((((
0
Costra 26 марта 2009 года в 22:26
"реально о своем высшем образовании задумываются тока в 11 классе после нового года"

хорошо хоть не в мае...

"гарантий того, что выпускник вуза будет компетентным сотрудником, нет"

а кто сказал что в большинстве специальностей только что закончивший институт человек(без опыта) может сразу работать без адаптаций и дополнительных обучений?
кроме высшего образования надо иметь хотя бы среднюю сообразительность(где-то тут рядом читал)
0
ZoZo 26 марта 2009 года в 23:04
XнУ КОНЕЧНА!!!Задумываються о профессии после нового года тока двоешники!!Все нормальные люди думат об этом в 7 -8 класаа
0
6op3blu' 27 марта 2009 года в 03:18
не знаю к какому классу отношусь я. но даже когда я поступал в технарь(после девятого) я не знал кем я хочу быть и на кого учиться. просто насели родители и пришлось идти хоть на кого. Ладно хоть меня от туда отчислели(я действительно рад этому), только по этому я смог разобраться кем хочу и куда хочу. И только тогда начал учиться и стремиться к желаемому!
0
Arvin 29 марта 2009 года в 19:16
"Когда приходит время думать самостоятельно, оказывается, что вчерашний студент просто потерял пять лет, а учился совсем не тому, о чем мечтал..."

хм.. сложно все это.
мечтать можно об одном , но можно ли жить это мечтой? (в смысле дохода). нужно трезво оценивать жизнь!
0
кирил 1 апреля 2009 года в 17:29
с эхтим кризисом фиг че найдеш на фиг
0
Bigg 4 мая 2009 года в 20:25
вышка дело нужное. вообще любая вышка для мужика лучше техническая. всё просто за 5 лет получаешь неоценимый опыт в поиске и применении любой технической информации. я по молодости тоже думал всё ерунда закончил ПТУ и сходил в армию а потом понял и 6 лет на вечернем. ниразу не пожалел хоть и дня по специальности не отработал. мне за 40, а диплом на меня до сих пор работает. А вот фазанка и особенно армия коту под хвост. если бы сразу после школы в институт да плюс стройотряд дальше бы вырвался. это и есть самый ценный капиталл (после времени конечно) плюс проверенные однокашники опора на всю жизнь. масса примеров перед глазами изучите биографию любого серьёзного руководителя и всё станет ясно
0
пузатик 26 июня 2009 года в 22:30
а кто сказал что в большинстве специальностей только что закончивший институт человек(без опыта) может сразу работать без адаптаций и дополнительных обучений? !!!!!!!!!!!!!!!!!!!! передайте это работодателям!!!!!! такие они все умные, "без опыта не берем", а где его взять, если никто не берет БЕЗ ОПЫТА!
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях