Закон об ОСАГО

Сомневаетесь - звоните в ГИБДД!
Закон об ОСАГО нередко называют «многострадальным». Еще в прошлом году президент подписал изменения в закон, а воз и ныне там. Ввод поправок переносился уже трижды. Теперь он запланирован на 1 марта 2009 года. В преддверии этого важного момента закон (и поправки) обсуждают непосредственно заинтересованные эксперты: начальник ГИБДД Екатеринбурга Юрий Замятин, член Координационного совета Союза страховщиков Уральского региона Александр Меренков, вице-президент Регионального общественного движения защиты прав автомобилистов Владимир Селянин, директор Управления корпоративных продаж страховой компании «Северная казна» Николай Игошин. Итак — о законе и поправках.

Замятин: — Мы видим в новации несколько проблем. Непонятно, как на месте происшествия будет оцениваться ущерб, нанесенный тем или иным водителем. Явно будут попытки уйти от административной ответственности, в частности, водителями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Согласно правилам, если люди не договорятся, либо ущерб будет оценен более чем в 25000 рублей, участникам ДТП придется обращаться в органы госинспекции. Первое время, дабы избежать недоразумений, я рекомендовал бы участникам ДТП вызывать сотрудников ГИБДД для фиксирования происшествия, проверки документов и правильной квалификации нарушения правил движения. Потому что сначала будет виноват один, когда начнет разбираться страховая компания — другой, а в суде окажется, что виноваты оба. Понятно, что первоначальный выезд сотрудников — это более достоверное выявление виновника и составление на него административных материалов.

— Так что нас ждет, и чего стоит остерегаться?

Меренков: — Закон об ОСАГО, конечно, многострадальный. Как только он вступил в силу, не было еще, чтобы его похвалили. Причем недовольны как автовладельцы и страховые компании, так и ГИБДД. Тем не менее, закон живет, выплаты идут. И новые поправки, вступающие в силу 1 марта, направлены на то, чтобы облегчить жизнь автовладельцев, в первую очередь пострадавшего.

Пока ситуация такова, что владелец транспортного средства деньги заплатил, а потом все проблемы с получением выплаты ложатся на плечи пострадавшего. Он должен собирать документы, заниматься доказательством того, что с ним произошло. Так вот законодатели решили, что с 1 марта не во всех случаях нужно будет вызывать ГИБДД.

В частности, когда речь идет об ущербе до 25000 рублей, отсутствуют пострадавшие, и в инциденте участвовало не более двух автомобилей. Важно, что пострадавший сможет обращаться за выплатой в свою страховую компанию, что логично, потому что для компании-виновника он чаще всего не является клиентом.

Мы с коллегами-страховщиками обсуждали этот вопрос, с нашей точки зрения, здесь есть несколько проблем. Во-первых, накладывает отпечаток экономический кризис. Сегодня налицо рост цен. Соответственно, то, что стоило 25000 рублей три месяца назад, сегодня уже непонятно сколько стоит.

Вопрос оценки стоимости ущерба — проблема. Я знаю, что многие компании готовят разъяснительные таблицы, чтобы люди могли примерно оценить — а что же такое 25000 рублей. И все же оценить будет сложно, особенно по иномаркам. Рост курса доллара, пошлин, изменение цен…

Вторая проблема — чтобы принять решение о выплате страховая компания, в которую обратился пострадавший, должна будет обмениваться информацией с компанией виновника, чтобы получить от нее подтверждение по выплате — выплачивать, не выплачивать. В противном случае, выплатив за компанию-виновника, страховая компания рискует не дождаться обратно денег. Если происшествие не будет признано страховым случаем.

Третья проблема связана с добросовестностью поведения на дороге. Итак, уровень мошенничества достаточно высокий — по разным оценкам — 10-15 процентов от всех выплат. Но в этой связи он будет возрастать и, соответственно, страховые компании будут особенно пристально относиться к тем, кто решит оформить и зафиксировать ДТП по системе европротокола, т. е. без привлечения сотрудников ГИБДД. Вот эти проблемы на сегодня являются существенными, и «утряска» механизма их разрешения займет минимум полгода-год.

— Стали ли нынче меньше страховаться?

Меренков: — Страховаться стали несколько меньше, особенно средний класс. В ситуации выбора — либо на продукты, либо на страхование (если человек, к примеру, остался без работы), предпочтение будет отдано продуктам.

Что касается стоимости, нынче повышается цена автомобиля, растет стоимость ремонта, запчастей. Автоматически повышается и страховой полис. Насколько знаю, ряд московских компаний в принципе повысил тарифы на 10-15 процентов. Мы пока держимся, более того, планируем ввести ряд сокращенных продуктов — на 3 — 6 месяцев — для владельцев, использующих автомобиль ограниченное время в течение года.

Селянин: — В первую очередь, я бы хотел поддержать Юрия Анатольевича, мы тоже при любом ДТП будем рекомендовать всем владельцам транспортных средств вызывать ГИБДД.

Очень часто водитель не в состоянии оценить стоимость ущерба: 15 тысяч или 30. При этом никто не снимал с водителя обязанность предоставлять предусмотренные правилами документы, в частности, справку из ГИБДД. Эта справка дает страховщику основание признать или не признать виновным своего «подзащитного».

Если таких документов не будет, у страховщиков появится возможность сомневаться в виновности, отправлять каждого второго для определения степени виновности в суд. Это приведет к задержкам и недовольству со стороны автомобилистов.

Мы в свое время шутили, что отсрочка введения поправок дана для того, чтобы все автомобилисты прошли краткие курсы автоэкспертов. Исходя из этого, я все же буду рекомендовать всем при любом столкновении, каким бы незначительным оно ни казалось, обязательно вызывать сотрудников ГИБДД, т. е. действовать по старой схеме.

Что касается прямого урегулирования, то никто не знает, как это будет работать. Никто не отменял сроки на выплату компенсаций, с другой стороны, неясно, как будет происходить взаимодействие между двумя страховыми компаниями. Поэтому пока, на первое время, мы рекомендуем по-прежнему обращаться в страховую компанию виновника ДТП.

Особое внимание хотел бы обратить на то, что поправки, вступившие в силу 1 марта 2009 года, будут действительны только для договоров, заключенных после 1 марта.

Игошин: — Несмотря ни на что, закон об ОСАГО работает. С 1 марта начнут действовать нововведения. Но пользоваться ими всем — необязательно. Это как в ПДД — не уверен — не обгоняй. Вы можете неправильно определить сумму ущерба, и она окажется больше 25000 рублей — вам либо придется смириться с тем, что вы больше не получите, либо через суд взыскивать с виновника остатки. Будет ли являться решение о ДТП, принятое на дороге без участия сотрудников ГИБДД, основанием для решений суда, как быстро все будет происходить — покажет судебная практика.

— Раньше сотрудники ГИБДД надеялись, что с введением поправок нагрузка на них несколько снизится. Выходит, что надежды оказались напрасными?

Замятин: — Да, при любых сомнениях лучше вызывать ГИБДД. Не уверены в сумме ущерба, в чем-то еще — лучше вызывать ГИБДД и зафиксировать факт аварии.

— Что, если ДТП оказалось легким, никто не пострадал, машины тоже в целости, все благополучно разъезжаются. Но один из участников почувствовал, что от второго разит алкоголем. Что делать в таком случае?

— Вызывать ГИБДД! Пока обошлось без пострадавших, а через сто метров такой водитель собьет женщину с коляской. Добросовестность и разум должны подсказать человеку позвонить по 02.

- Стоит ли ожидать увеличения случаев мошенничества в связи с вводом в действие поправок к закону?

Меренков: — За эти годы мы научились с мошенничеством бороться. Если пару лет назад мы практически каждый месяц кого-нибудь сажали, то сейчас это случается реже. Хотя не факт, что нынче ситуация не вернется.

Увы, нынче уже часто сталкиваемся с кражами колес (то же самое КАСКО), с тем, что люди пытаются платить по кредитам дней за 20 до истечения кредита, слегка зацепив крылом забор… Такие случае сегодня есть.

Появились разного рода «бесконтактные» ДТП: один говорит, что он, мол, напугал второго, и тот улетел в кювет — признайте меня виновным. У меня повреждений нет, а его отремонтируйте. Нередки случаи сговоров между владельцами дорогой и дешевой машины: они заранее договариваются, кто из них виноват, и придумывают некие схемы.

Уж не говорю о случаях, когда человек «ехал задним ходом, и на перекрестке въехал в стоящую на красном сигнале машину».

Сейчас, когда появится возможность не вызывать сотрудников ГИБДД, количество их явно возрастет. Сейчас мы стараемся научить службу аварийных комиссаров тому, на что обращать внимание, какие моменты являются критичными. И все же — есть сомнения вызывайте ГИБДД.

Игошин: — Рекомендую автовладельцам очень внимательно и в полном объеме заполнять на месте извещение о ДТП, ведь оно необходимо для получения выплаты. Именно оно подтверждает факт страхового события, когда нет справки и постановления.

— И все же, если жертв нет, нанесенный ущерб — менее 25000 рублей, можно ли не вызывать аварийных комиссаров?

— Если оба участника ДТП пришли к единому мнению, никаких проволочек нет, можно не вызывать. Но аварийный комиссар — это третье лицо, которое может достаточно корректно поставить точки над i, профессионально нарисовать схему ДТП. Он никак не заменяет инспектора ДПС, но это подспорье для автовладельца. Эта услуга необязательная, но очень полезная для граждан. Сегодня в Екатеринбурге автовладельцы уже привыкли к составлению схем в извещениях о ДТП, хотя страховщикам привычнее принимать решения на основе документов из ГИБДД.

— Может ли возникнуть ситуация, когда при аварии мы звоним в ДТП, описываем ситуацию, и нам отвечают, мол, урегулируйте происшествие сами, обойдитесь без нас? Вы проводите работу среди своих сотрудников?

Замятин: — Конечно. И все же, согласно пункту 2.6 правил дорожного движения, если вина очевидна, участники ДТП самостоятельно составляют схему ДТП, и с ней отправляются в ближайшую госавтоинспекцию для заполнения всех справок и документов, необходимых для получения страховых средств.

Да, мы надеялись, что вызовов будет меньше, но я так понимаю, что в первое время сомнений будет очень много, и мы будем работать в прежнем режиме.

Селянин: — Действительно, пункт 2.6 допускает при взаимном согласии прибыть на ближайший пункт ГАИ, и там оформить ДТП. Как правило, если пострадавших нет, в ГАИ говорят: «Собирайтесь, фиксируйте все и приезжайте к нам, будем разбираться». И начинаются разборки не на один месяц. Сотрудники ГАИ, мягко говоря, выезжают не на все ДТП, даже в случае, если там имеются разногласия. Сами они в результате места ДТП не видят, ничего не фиксируют. Если так будет продолжаться и дальше, не вижу, чем поможет вызов. Как они не ездили раньше, так не будут ездить и сейчас.

Настаивать не всегда получается, так как загруженность сотрудников ГИБДД действительно большая, особенно в снегопад, гололедицу. Можно прождать их и час, и два, и три, и пять.

У меня на днях был суд. В Тугулымском районе человек с девяти вечера до четырех утра прождал ГАИ на месте ДТП в своей машине, не дождался, поехал греться в деревню — просто чтобы не замерзнуть! И когда обратился на следующий день в ГАИ, на него был составлен протокол об оставлении места ДТП. Человека лишили прав на год! Нам, к счастью, на днях удалось его отстоять, постановление было отменено. Но сам факт чрезвычайно показателен.

— Чем нужно вооружиться, чтобы адекватно зафиксировать происшествие?

Замятин: — Сейчас у большинства граждан есть сотовые телефоны, на которые можно все снять даже с указанием времени. Случай, о котором вы рассказали, я принял к сведению. У нас тоже бывают такие факты. Хотя начинаешь разбираться, человек говорит, что инцидент произошел в 11 дня, а в ГИБДД он приезжает глубоким вечером. Где же он был раньше? Да заехал на работу, потом домой, развез детей, и, наконец, приезжает в ГИБДД. В лучшем случае к концу рабочего дня.

Законодательство же не устанавливает четкий срок, правда? И представьте, к девятнадцати часам ГИБДД заполняют граждане, попавшие в ДТП в течение дня. Я раз насчитал больше сорока человек. Но где мне найти в это время нужное количество сотрудников, чтобы все эти ДТП оформить? Хотелось бы попросить — если совершено ДТП, будьте добры, в течение двух часов прибыть в ГИБДД. И не всегда подтверждаются слова о том, что человек, мол, просидел с 11 утра до 11 вечера…

— Таким образом, пока давайте вызывать ГИБДД, а потом все войдет в русло. Вы видите плюсы в поправках к закону?

Замятин: — Пока я плюсов не вижу. Думаю, может, через полгода ситуация все же изменится к лучшему. Возможно, к лучшему у нас изменится менталитет, будет поменьше мошенников. Хотелось бы, чтобы нововведения и поправки уменьшили количество нашей работы, но пока я этого не вижу.

— Нет планов ввести регистрацию ДТП через Интернет? Ведь во всем мире тенденция к ограничению личного присутствия человека при оформлении разного рода бумаг и ситуаций…

Замятин: — Будет видно. Но у нас были прецеденты, когда люди заявляли о ДТП, мы выезжали на место, и не находили никаких следов — ни осколочка, ни следов торможения, ничего! Перевернулся человек в Тугулымском районе, и приезжает сюда к нам. Бывали сговоры между страховыми компаниями и сотрудниками ГИБДД. Мы все это выявляем, проводим среди своих сотрудников разъяснительную работу, вплоть до увольнения.

— Какая ответственность предусмотрена в случае мошенничества по ОСАГО?

Меренков: — Там разные статьи, начиная от минимального наказания и заканчивая 12-летним лишением свободы. Вместе с правами, разумеется. Зачем права в тюрьме?

У нас тоже были случаи, когда человек имитировал переворот автомобиля, и даже нарезал землю кубиками, якобы она от удара улетела. Но она еще нарезалась кубиками и аккуратно в стопочки сложилась.

С точки зрения перспектив, могу вспомнить французский опыт — а мы во многом повторяем именно опыт наших европейских коллег — у них действительно система работает нормально, и извещение о ДТП является существенным документом. И каждый человек знает, что, попав в ДТП, заполненный экземпляр он должен отправить своему страховщику, неважно, виновник он, не виновник. Попал в ДТП, будь добр, извести об этом страховщика. Иначе к тебе потом могут применить санкции. Нагрузка на дорожную полицию в европейских странах, поэтому, намного меньше.

Там дорожная полиция занимается предупреждением правонарушений на дороге, отслеживанием соблюдения водителями ПДД. Они работают в ситуации, когда есть пострадавшие или спорные моменты. Соответственно, количество выездов и дежурных бригад там значительно меньше, чем в России. Благие намерения внесения нынешних изменений — чтобы через год-два-три сотрудники ГИБДД не занимались оформлением ДТП, в которых все понятно, и сумма ущерба не превышает 25000 рублей.

Игошин: — Добавлю, что закон глубоко социален, и первоначально направлен на защиту прав потерпевших на дороге, а не на уменьшение трудозатрат ГИБДД, либо других игроков. Все нововведения преследуют одну цель — чтобы человек, попавший в ДТП, с минимальными временными и прочими потерями решил вопросы, связанные с ДТП, получил возмещение, и впоследствии отремонтировал транспортное средство.

Комментарии (всего: 2)
St[i]ng* 25 февраля 2009 года в 00:05
3fvznby vjq rjhti ^)))))))))
0
5 25 февраля 2009 года в 04:56
Как у нас ездят-жуть,вчера еду,дорога узкая,впереди маа-ленькая инномарочка красного цвета притормаживает,судя по стоп-сигналам, при этом не сворачивает, а просто остановилась.Ну ни объехать, ни пройти. Подождал,встречные кое-как прошли. С трудом объезжаю, сидит, суу-ка, КРАСИТЬСЯ, падла..., Пробка уже в пол-кило в обе стороны))) Пи.да не строевая! Где права купила.
Зы. И как с ТАКИМИ бороться???
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях