Сегодня руководство большинства компаний сокращает бюджеты на обучение и развитие своих сотрудников. Если вам посчастливилось, и вы работаете в тех 20% компаний, которые будут продолжать вкладывать достаточно средств в обучение своих сотрудников, сейчас самое время активно заняться самообразованием.
Успешный сотрудник, по сути, ежедневно занимается самообразованием, активно изучает индустрию, в которой специализируется, взаимодействует с участниками рынка, бизнес-сообществом, интересуется инновационными разработками/решениями в своей области знаний.
При этом бывает, что в какой-то момент обнаруживаются какие-либо недостаточно выраженные или вообще отсутствующие знания/навыки, которые ограничивают (или делают некомфортным) дальнейшее развитие карьеры. Примером такого ограничения может служить необходимость получения профессионального сертификата (ACCA, CFA, CPA
Процесс самообразования во всех этих случаях практически всегда во благо. Тем более что методы и подходы к организации самостоятельного обучения многообразны, и выбор, прежде всего, зависит от наличия/отсутствия достаточного количества времени и средств.
Так, для обучения различным soft skills можно выбрать открытый тренинг (в том числе, у международных гуру, которые нередко включают Россию в свои «турне») или почитать литературу и самостоятельно потренироваться на практике.
Так, для обучения различным soft skills можно выбрать открытый тренинг (в том числе, у международных гуру, которые нередко включают Россию в свои «турне») или почитать литературу и самостоятельно потренироваться на практике.
Такой же выбор существует и при сертификации: Вы можете самостоятельно готовиться к экзамену по специализированной литературе, а можете пройти соответствующие курсы подготовки. Выбор должен зависеть только от того, как лучше вы воспринимаете информацию: когда вам преподают или когда вы разбираетесь во всем самостоятельно.
Единственный минус в данном случае — есть опасность «заиграться», особенно увлекающемуся человеку. Поэтом очень важно не тратить время на разрозненные программы, существующие сейчас в большом количестве, а следовать целостному и гармоничному развитию необходимых навыков и знаний.
Единственный минус в данном случае — есть опасность «заиграться», особенно увлекающемуся человеку. Поэтом очень важно не тратить время на разрозненные программы, существующие сейчас в большом количестве, а следовать целостному и гармоничному развитию необходимых навыков и знаний.
Сегодня руководство большинства компаний сокращает бюджеты на обучение и развитие своих сотрудников. Сейчас самое время активно заняться самообучением и саморазвитием Этот факт подтверждают и результаты опроса пользователей, проведенного Trainings.ru:
• 39.3% отметили, что бюджет на обучение значительно уменьшился;
• 29.3% респондентов пока не знают о принятых в компании решениях относительно расходов на образование;
• 11.5% уверены, что экономический кризис никак не повлияет на размер бюджета на обучение;
• 11.5% полагают, что расходы уменьшатся, но незначительно;
• 4.2% будут тратить на обучение сотрудников чуть больше, чем до кризиса;
• 4.2% сказали, что затраты на образование значительно увеличатся.
• 11.5% уверены, что экономический кризис никак не повлияет на размер бюджета на обучение;
• 11.5% полагают, что расходы уменьшатся, но незначительно;
• 4.2% будут тратить на обучение сотрудников чуть больше, чем до кризиса;
• 4.2% сказали, что затраты на образование значительно увеличатся.
Если ждать, когда корпоративная система обучения перейдет на новые рельсы, и вам опять будут предоставлены широкие возможности для обучения, то можно упустить время. Доступных возможностей для самообразования сегодня огромное количество, самые очевидные:
1) Интернет (недаром в корпоративном обучении недавно появилось понятие «гуглизация обучения», интернет создает конкуренцию даже более «старому» источнику обучения — коллегам)
Какое количество рассылок на профессиональные темы вы получаете? А сколько из них читаете? Проведите ревизию поступающих информационных лент, подпишитесь на новые. Если первые три выпуска рассылки вам не показались интересными - смело отписывайтесь.
2) Внутренний и внешний Network — сеть контактов внутри компании или за ее пределами, к которым можно обратиться в поисках информации.
Все ли источники «полезных знаний» в интернете вам известны? Имеются в виду профессиональные сайты и порталы, которые регулярно пополняются статьями, аналитикой, проводят вебинары, о чем оповещают своих посетителей через электронные рассылки. Спросите у коллег, какие источники они вам могут посоветовать?
3) Профессиональная литература, книги, журналы. Вспомните про корпоративную библиотеку, где можно взять или скачать что-нибудь полезное для вашего развития, или попросите у ваших коллег профессиональную литературу «на прокат».
Однако, прежде чем приступать к самообучению, имеет смысл проконсультироваться с вашим линейным руководителем на какие компетенции вам стоит обратить особое внимание. Во многих компаниях для каждого сотрудника составляют личный план развития, где фиксируется, какие именно навыки необходимо закрепить до следующей процедуры оценки. Если у вас есть такой план — очень хорошо, посмотрите на него еще раз и подумайте, чем можно попытаться заменить тренинги и семинары, указанные там как рекомендованные или обязательные к прохождению, но которые, к сожалению, не факт, что смогут состояться в ближайшее время.
Менее очевидные, но не менее доступные методы связаны с обучением прямо на рабочем месте. Например, наблюдение за более опытными специалистами. Подмечать и грамотно перенимать приемы, техники и ноу-хау более опытных и успешных коллег — это поможет вам повысить уровень своей квалификации без лишних временных и финансовых затрат. Единственное условие — это надо делать целенаправленно и осознанно. Данный метод вполне подойдет для развития, например, такой компетенции как «коммуникабельность».
Другой метод обучения на рабочем месте — самоанализ. Вы можете попросить кого-либо из коллег стать кем-то вроде спарринг-партнера, который просто поддержит вас в этом начинании и поможет более объективно оценить результаты. Самоанализ полезен при развитии такой компетенции как тайм-менеджмент.
В компаниях уже привыкли к тренингам, семинарам, конференциям, мастер-классам, в некоторых даже к коучингу. Это очень эффективные инструменты обучения персонала, но отнюдь не самые дешевые для бюджета. В сегодняшней ситуации организации либо сокращают объем образовательных курсов для сотрудников, оставив только жизненно необходимы для компании программы, либо сокращают количество претендентов на обучение. Многие работодатели задумываются о применении других, более экономичных, форм и методов обучения персонала, не менее эффективных, хотя порой более трудоемких в процессе внедрения, например:
• наставничество, баддинг;
• shadowing (наблюдение за более опытными коллегами);
• проведение мероприятий по обмену знаниями;
• внутренние и внешние стажировки с обучающей целью (Secondment);
• кружки знаний и опыта (как правило, их ведут топ-менеджеры или ключевые сотрудники компании);
• корпоративные блоги, wiki, он-лайн профессиональные сообщества, подкасты;
• обучение действием (реализация обучающих проектов).
• shadowing (наблюдение за более опытными коллегами);
• проведение мероприятий по обмену знаниями;
• внутренние и внешние стажировки с обучающей целью (Secondment);
• кружки знаний и опыта (как правило, их ведут топ-менеджеры или ключевые сотрудники компании);
• корпоративные блоги, wiki, он-лайн профессиональные сообщества, подкасты;
• обучение действием (реализация обучающих проектов).
Обычно этот метод «настраивает» T&D отдел — в компании выбираются проекты, на которых сотрудники обучаются управлять, планировать, коммуницировать, укрепляют свою ориентацию на результат. Полученные навыки затем переносятся в реальную работу. Если такая форма обучения отсутствует в вашей организации, вы сами можете попросить руководство включить вас в групповую работу, аргументировав свое желание стремлением расти и развиваться в рамках компании.
Вы можете стать инициатором проведения мероприятий по обмену знаниями. Невозможно самостоятельно прочитать все книги, рассылки, журналы по профессиональной тематике, но можно попробовать вовлечь в эту идею коллег и периодически собираться в неформальной обстановке, чтобы обсудить прочитанное. За рубежом такие формы обучения очень популярны, они даже получили специальное название — brown bag lunch, что говорит как раз об их неформальности: brown bag — коричневые бумажные пакеты, в которых сотрудники офисов приносят еду из дома, близлежащих кафе или магазинчиков. За чашкой кофе они взаимно обогащаются новыми знаниями.
Итак, обучение бывает формальным (или формализованным, специально организованным) и неформальным (спонтанным, инициированным самим сотрудником). Если вы почувствовали, что в компании сейчас снизилась активность в формализованном обучении, не сидите, сложа руки, — продолжайте развиваться, ищите любые возможности для этого. Однако, стоит учесть, что обучение эффективно только тогда, когда есть четко поставленная цель.
Автор: HeadHunter:Ural
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов