Крещение. История праздника

Что же произошло при Крещении Господа? Почему же Богу понадобилось, как простому смертному, сходить в реку Иордан, и обратившись с Иоанну Предтече, принять от него Крещение?

Праздничный период  зимних православных торжеств, именуемый в народе Святками, завершается Праздником Богоявления, или Крещения Господня. Христос - свет, просвещающий бывших во тьме, Крещение же Господне есть начало явления Божественного света в мире. Об этом говорят и древние названия праздника: Просвещение, праздник Светов, и древние церковные песнопения: «Явился еси днесь (сегодня) вселенней, и свет Твой, Господи»

Начало Евангелия - Иордан

Что же произошло при Крещении Господа? Почему же Богу понадобилось, как простому смертному, сходить в реку Иордан, и обратившись с Иоанну Предтече, принять от него Крещение?

Митрополиту Антоний Сурожскому  виделся «момент Крещения Господня - одним из самых страшных и трагических моментов  жизни Христа. Рождество  -  по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством. Но в день Крещения Господня: достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения.

В воды Иордана приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи. И в эти воды пришел Христос окунуться   в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха».

Христос безгрешен, и потому не нуждался в крещении, то есть в очищении личных грехов, но Своим Крещением, по выражению церковных песнопений, «потопил в водах Иордана грехи всего мира».

Но самое главное в этом событии -  знамение: Бог Сын принимает крещение и Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Бог Отец свидетельствует гласом  с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». - этот момент богословы называют «епифанией» или богоявлением. Здесь человечеству открывается  таинственное знание  о сущности Божества, тайна о Пресвятой Троице - Едином Боге, происходит явление Пресвятой Троицы. Все детали этого события мы можем увидеть на иконе Крещения , которая являет собой «умозрение в красках», своеобразное суммирование богослужения. Изображение содержит главный смысл происходящего, а  детали-символы помогают понять событие более полно и глубоко.

От вод Иордана воссиял свет Евангелия, так как с этого дня Христос начал проповедовать Новый Завет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Крещение Господне - это торжественное вступление Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому.

Днесь вод освящается естество

Освящение Иорданских вод в  Церкви вспоминают  особым образом - обрядом великого освящения воды. Совершается оно дважды - в Сочельник и в самый день Богоявления с одинаковыми молитвами, и троекратным погружением в воду Животворящего Креста Господня.

В древней Иерусалимской Церкви был обычай в день Крещения выходить для водосвятия на Иордан, поэтому в Сочельник воду освящают в храмах, а в сам день праздника, если есть такая возможность, чин этот совершается на реках, источниках и колодцах, ведь и Христос крестился вне храма. Поскольку освященность  воды в оба дня непреложна и одинакова народные поверья о различии воды Сочельника и дня Крещения -  не имеют под собой здравых оснований - в оба дня вода абсолютно одинакова.

Крещенеская  вода - это одухотворение и преображение стихий, это  Божие доверие, его решимость принести радость Спасения от греха и тления природе и человеку.

Богомольцы или моржи?

В Русской Церкви водоосвящение как в навечерие Богоявления (Крещенский Сочельник), так и в сам день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все от малого до великого шли на "Иордань", то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался обряд водоосвящения. Уже в XVI и XVII веках появились точные сведения о празднествах Крещения Господня, происходивших главным образом в Москве.

Для многих наших современников «поход на Иордань» также стал чем-то вроде популярного «церковно-спортивного подвига»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, а спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, гикая, смеясь и куражась, прыгает в прорубь. Православные люди имеют добрый обычай брать на подобные подвиги благословение у священника. Такое  омовение автоматически не очищает от всех грехов, также оно не извиняет участия в Святочных гаданиях, о которых иногда помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников.

Что следует делать с освященной водой?

В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при внезапной болезни). Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы. Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль.

А если вы видите, что воды стало не так много, как хотелось бы, - можно разбавить ее простой чистой водой, и вся она будет так же полна благодати, как и раньше, и так же не испортится. Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма в этот день канистру на десяток-другой литров. Достаточно взять небольшую бутылку - и воды хватит до следующего Крещения вам и вашим близким.
Впрочем, и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно. Лучше будет перелить ее из пластиковой посуды в стеклянную и хранить не где попало, а рядом с иконами или в ином почетном месте. Также и пить эту воду следует с молитвой , чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и тела.

Источник: http://www.rian.ru 

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях