Ждать ли массовых сокращений?
Падение цен на нефть, которое совпало с кризисом на финансовом рынке, породило разговоры о грядущем снижении объемов добычи углеводородного сырья. Это повлечет за собой сокращение инвестиционных программ и может привести к сокращению персонала.
Насколько оправданы эти прогнозы и не пора ли специалистам нефтегазовой отрасли начинать думать о переквалификации?
Одна из главных проблем «нефтянки» — это снижение объемов добычи, которое происходит впервые за десять лет. В то же время никто не отменял оценку рентабельности производства, однако сегодня, пока правительство снижает налоги и пошлины, рентабельность нефте- и газодобычи повышается искусственным путем. Понимая значение отрасли для экономики страны, государство готово отказаться от серьезных изъятий, поэтому трудовые и зарплатные издержки для нефтяников будут, по мнению экспертов, не столь критичными.
Что касается профильного высшего образования, то ведущие нефтегазовые вузы страны, такие как Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТГНГУ), имеют высокий рейтинг среди студентов и потенциальных работодателей. Программы обучения, которые финансируются корпорациями для получения специалистов необходимой специализации, и сотрудничество с органами власти, заинтересованными в сохранении этих учебных площадок, позволяют на приемлемом уровне поддерживать учебный процесс, в том числе привлекая опытных преподавателей. Дополнительные источники бюджетного финансирования появляются в результате укрупнения вузов и включения в их структуру учреждений среднего профессионального образования, как это, например, произошло в ТГНГУ.
О ситуации с кадрами, складывающейся в нефтедобывающей отрасли, рассказала Марина Мельник, директор по работе с персоналом ООО «ТНК-Уват» — молодо
го предприятия, дочернего общества компании ТНК-ВР: «Кризис не коснулся нас в части сокращения численности персонала, наоборот, сейчас нам нужны сотрудники на рабочие специальности.
Перед нами стоят производственные задачи на 2009 год, которые можно решить лишь благодаря квалифицированным кадрам».
По ее словам, из немалого количества резюме выбрать можно лишь четвертую часть, так как у большинства соискателей нет необходимого 4-5-летнего опыта работы.
Неразвитостью рынка труда в этой сфере во многом объясняется и тем, что на рабочих профессиях в компании работают выпускники вузов. Еще одна причина — слабая подготовка среднего технического персонала, а зачастую его отсутствие.
Динамика привлечения кадров в нефтяных компаниях выглядит таким образом: на первоначальном этапе освоения проекта в их штат на ключевые посты приходят опытные работники, а при необходимости приглашаются иностранные специалисты. Затем на работу принимают тех, кого можно учить. «На стадии разработки месторождения дефицитными специальностями признаны инженеры по бурению, — пояснила Марина Мельник, — причем они востребованы временно, поэтому и в дефиците. Молодежь не хочет учиться этой профессии, учитывая, что спрос на подобную работу непостоянный. В департамент капитального строительства компании ТНК-Уват требуются инженеры-сметчики, причем, „середнячки“ (по возрасту), которые начали работать в старых условиях, но успели захватить и новые технологии. Эта категория самая востребованная, такие специалисты перекупаются проектными институтами, которые стараются их привлечь большой зарплатой».
Тяжелая работа вахтовым методом на объектах нефтедобычи заставляет предъявлять повышенные требования к состоянию здоровья сотрудников. «Среди рабочих в нашей компании в дефиците электрогазосварщики, — рассказала Марина Мельник. — Такой специалист должен соответс
твовать нескольким условиям: иметь опыт работы и средний возраст 35-45 лет. Для работы на добывающих месторождениях трудно найти машинистов технологических насосов в цеха добычи и подготовки нефти».
Сегодня кадровые службы многих нефтяных компаний говорят о недостатке квалифицированных рабочих кадров. «Как таковые рабочие кадры у нас есть. После публикации объявления о вакансии к нам приходит большое количество резюме, — рассказывает Марина Мельник. — Но часто их присылают люди без опыта работы в нефтяной отрасли или недавние выпускники учебных заведений. Мы не можем полностью комплектовать кадры молодыми специалистами. Половина из них начинает с рабочих профессий на нефтепромысле, с перспективой занять должность инженерно-технического работника (ИТР).
Месторождения молодые и развивающиеся, так что перспектива роста у них есть, надо лишь проявить и зарекомендовать себя».
Подводя итог, можно констатировать, что работа в нефтяной отрасли по-прежнему остается перспективной, так как в России сегодня она стабильнее других областей промышленности. Еще один вывод — во времена, которые принято называть трудными, не стоит болезненно реагировать на возможное временное понижение уровня дохода, ведь это тоже полезный жизненный опыт.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов