Когда у людей возникают проблемы с деньгами, первое, на чем они начинают экономить – это отдых и развлечения. Но с другой стороны, как показали события в Таиланде, даже государственные перевороты не способны остановить наших граждан, когда они по-настоящему хотят отдохнуть. Чего стоит ждать тем, кто собрался в отпуск и как изменится туристический рынок в ближайшее время – об этом мы поговорили с руководителями туроператора «Orange-тур» Павлом Обориным и Светланой Столяровой.
С начала финансового кризиса в России прошло уже два месяца. Он каким-то образом уже отразился на туристах?
Павел Оборин (ПО): Ничего кардинального пока не произошло. Так совпало, что в туризме ноябрь и декабрь в принципе считаются низким сезоном: меньше людей отдыхают, меньше рейсов летает. А традиционный всплеск приходится на новогодние праздники. И так совпало, что финансовый кризис пришелся именно на период естественного спада. Единственное, о чем можно с уверенностью сказать, это то, что темпы бронирования на новогодние праздники в данный момент значительно отстают от аналогичного периода прошлого года, по некоторым направлениям даже в два раза.
Светлана Столярова (СС): Об ухудшении ситуации говорилось уже раньше, поэтому мы смогли достаточно сбалансировано подойти к этому сезону: мы просто запланировали меньшее количество туров. Продажи, тем не менее, все равно идут, просто очень осторожно.
А вы уже готовы предсказать, как пройдет Новогодний период?
СС: Есть такое понятие «отложенный спрос». То есть у людей есть деньги, которые они готовы потратить, но они пока боятся делать какие-то крупные траты. И если бы в ближайшее время наметилась какая-то тенденция к стабилизации, тогда бы начались покупки.
Сейчас темпы, хоть и отстают, но у меня нет больших сомнений, что в новый год все запланированные рейсы улетят. Однако нам не понятно, чего ждать в январе.
ПО: В краткосрочной перспективе корректировка уже началась, и я думаю, что при нормальных условиях все сложится нормально. Хотя на прошлой неделе «Уральские Авиалинии» уже сняли чартер на Гоа, и я думаю, что не за горами аналогичная корректировка по таким направлениям, как Китай и Тайланд. Сейчас перевозка завышена даже по сравнению с прошлым годом, и есть запас для некоторого снижения цен.
А возможно ли какое-то глобальное снижение цен на путевки по сравнению с прошлым годом?
СС: Глобальное снижение цен невозможно. Турбизнес работает на рентабельности 10%, и уже поэтому цена снизиться не может. Есть цена перелета, есть цена гостиницы, и есть небольшая прослойка, которая достается туристическому бизнесу, и она никак существенно не влияет на цены.
Глобальное снижение возможно лишь если цены снижают авиакомпании, либо когда турфирмы не успевают продать все запланированные путевки, и «сливают» их по цене билета в два раза ниже.
ПО: Есть порог минимальной рентабельности взлета рейса. Допустим, по Таиланду или Египту, которые по сути являются безвизовыми, мы можем вести продажи вплоть до 20-х чисел декабря, и за несколько дней до вылета может быть принято решение о целесообразности какого-либо рейса. А вот наши коллеги, которые занимаются более сложными в смысле оформления виз турами, например, горнолыжными турами, уже начали корректировать свои планы. Я знаю, что снят один рейс на этом направлении. Дело в том, что там оформление виз занимает гораздо больше времени, и если они не подадут документы на визы сейчас, то поднимать самолет перед Новым годом не будет никакого смысла.
Возможна ли среди наших туристов смена географических предпочтений?
СС: Смена предпочтений возможна даже не в смысле каких-то стран, сколько в отношении качества. Если раньше кто-то отдыхал в «5 звезд Deluxe», то сейчас он отдыхает просто в пятизвездном отеле, если отдыхали в пяти, то сейчас поехали в четыре, если привыкли ездить в четыре, то сейчас едут в три. То есть туристы уже более взвешенно подходят к своему бюджету, но такая ситуация у нас началась уже летом. Правда, летом это объяснялось огромной ценой на авиабилеты.
ПО: На самом деле, некоторая смена приоритетов сейчас происходит. Например, накоторые мои друзья в эти новогодние праздники предпочли остаться на родине, считая, что так они сэкономят больше денег.
А могут ли наши туристы вместо заграничных курортов начать отдыхать на отечественных?
СС: Конечно, частично они могут переориентироваться на внутренний рынок, но в этом был бы смысл, если у нас были аналогичные курорты по более низкой цене. Если же они следующим летом вместо Турции поедут в Сочи, то это будет только дороже.
ПО: Даже если люди, которые уже давно и много путешествуют, выберут сейчас российские курорты и столкнутся с тем сервисом, о котором они уже успели забыть, то память освежится довольно быстро, и им снова захочется за границу.
Я знаю, что сейчас очень хорошо идут продажи в Абзаково и вообще на все горнолыжные курорты Урала. Думаю, это связано именно с тем, что люди хотят в январе больше отдохнуть на родине, полагая, что они этим сэкономят бюджет. Однако некоторые горнолыжные курорты на этой волне уже заявили о значительном повышении цен. При этом ресурс у наших курортов все же достаточно ограничен.
Какова реакция туристов на ситуацию в экономике? Были уже отказы от туров из-за возможных финансовых потрясений?
СС: Такие случаи никак не исключены, хотя пока с массовыми отказами мы пока не сталкиваемся.
ПО: Многие люди подходят к своему отдыху сейчас как к незапланированному отпуску. Раз бизнес пока стоит, то можно съездить отдохнуть или полечиться. Некоторые едут на море, чтобы просто восстановить свои силы и нервы. И пока продажи идут в таком русле, что люди пользуются моментом перерыва в бизнесе, надеясь, что этот перерыв будет краткосрочным.
СС: В конце концов, едут под девизом: «Отдохнем в последний раз».
А стоит ли опасаться тем, кто уже уехал? Ведь в 1998-м году у многих, кого кризис застал за границей, возникли проблемы с возвращением домой…
ПО: В 1998-м году была принципиально другая ситуация. Проблема была в России, в нашей финансовой системе. Сейчас все контракты с авиакомпаниями и отелами, которые мы заключали с лета, уже заключались по фиксированному завышенному курсу доллара или евро, поэтому у всех турфирм есть определенный запас прочности.
Естественно, сильное колебание курсов может повлиять на рынок, но те же отели на зимний сезон всегда проплачиваются уже летом и наоборот. То есть все номера сейчас уже выкуплены.
То есть события десятилетней давности позволили сделать выводы…
ПО: Да, 98-й год нас многому научил. Например, сейчас ни одна авиакомпания не заключит с вами договор, если вы не перечислите депозит за так называемый «последний вывозной рейс». То есть даже если у туроператора возникли какие-то серьезные трудности с финансами, людей с курорта все равно вывезут, потому что авиакомпании за этот рейс уже заплачено.
Кроме того, сейчас действует закон о финансовых гарантиях туроператора, и это может возместить различные непредвиденные затраты.
Закон о финансовых гарантиях туроператоров способен защитить наших туристов?
ПО: В принципе, можно сказать, что этот закон работает: этим летом произошли громкие банкротства туроператоров, и люди смогли получить назад свои деньги. Но сейчас все говорят о том, что нужно поднимать стоимость финансовой ответственности. И это, по-моему, прямолинейное лоббирование интересов крупных компаний. На самом деле, за красивыми фразами о защите интересов простого туриста скрывается обычная конкурентная борьба среди крупных туроператоров. И для турбизнеса это даже более опасно, чем сложившийся кризис.
У нас все уцепились за массовый туризм, но ведь есть масса других видов туризма: внутренний, въездной, индивидуальные туры – это все операторская деятельность. И если ее загонят в какие-то серьезные финансовые обязательства, которые смогут осилить лишь единицы, то туризму будет очень трудно развиваться.
Те проблемы, которые возникли у банков с переводом денежных средств серьезно повлияли на туристический бизнес?
ПО: Конечно, повлияли. Совсем недавно мы общались с одним из наших партнеров, которые до сих пор не могут проводить платежи через один из уральских банков, несмотря на то, что деньги на счете у них есть. Само собой, мы понимаем, что это не у них проблемы, и они ни в чем не виноваты. Здесь мы просто исходим из истории наших отношений с конкретным агентством. Но задержки платежей все равно не носят массовый характер, так что туристы от этого не страдают.
Когда туристический рынок перестанет «штормить», и что вообще для этого нужно?
ПО: Сейчас каждый оператор должен максимально сбалансировано подойти к своим амбициям, и в зимний период выставить минимальные объемы, которые он точно сможет реализовать. Однако, даже если не касаться финансового кризиса, туристический рынок еще долго будет штормить. Дело в том, что турбизнес в России в принципе находится на стадии активного завоевания рынков. Многие компании озабоченны именно тем, чтобы завоевать как можно большую долю даже в ущерб сиюминутной прибыли. Тут нет ничего нового, и мы, по сути, повторяем путь западных туристических холдингов. Правда, они этот путь проделывали в течение ста лет, а у нас времени гораздо меньше. И при этом нужно постараться, чтобы этот путь проходил для нас без каких-то потрясений.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов