Существующие цены на топливо нельзя признать обоснованными

Интервью с Татьяной Колотовой, руководителем Свердловского УФАС России.
   Интервью с Татьяной Родионовной Колотовой, руководителем Свердловского Управления Федеральной антимонопольной службы России (Свердловское УФАС России):

   «Существующие цены на топливо нельзя признать обоснованными»

В конце июля Свердловское УФАС России завершило проверки деятельности нефтяных компаний. Об итогах проведённых проверок рассказала руководитель Свердловского УФАС России Татьяна Колотова. 

- Можно сказать, что рост цен на топливо затронул всех жителей страны. Как объяснить тот факт, что в стране, являющейся экспортером нефти, бензин стоит дороже, чем в странах-импортерах?

 - Интересно, что одно из объяснений участников рынка — это как раз их ориентация на мировые цены. Но как специалист, который довольно давно занимается этой проблемой, я не воспринимаю этот аргумент достаточно серьезно, так как рынок Российской Федерации — это рынок Российской Федерации, а не мировой. И наши потребители должны быть защищены от действий субъектов рынка всеми средствами действующего законодательства. Понятно, что хозяйствующие субъекты заинтересованы в получении более высокой прибыли и стремятся продать большую часть продукции на мировом рынке, но действующее законодательство должно обеспечивать необходимые объемы продаж на внутреннем рынке, но цены при этом должны соотноситься с доходами большинства населения, которые отстают от доходов населения большинства стран Западной Европы и США.

  - Если говорить о внутренних ценах по России, то насколько отличаются цены в Свердловской области от остальных регионов?

  - Цены в Екатеринбурге не выше цен в регионах, сопоставимых по числу населения, уровню экономического развития, по крайней мере, наши цены не выбиваются из общего ряда.

  - Тем не менее, не так давно были проведены проверки в отношении некоторых компаний, продающих бензин.

  - Да, мы установили факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях двух компаний: «Екатеринбургнефтепродукт» и «Лукойл-Пермнефтепродукт». Делопроизводство мы начали еще в марте, долго разбирались, запрашивая огромное количество материалов, и на прошлой неделе признали в действиях этих хозяйствующих субъектов нарушение ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий по единовременному повышению цен на основные марки бензина и дизельное топливо в период с января 2007 года и по март 2008 года.

Анализ выявил, что в основном лидировали цены «Лукойл-Пермнефтепродукта»: то есть он первым поднимал цены до определенного уровня, а через несколько дней «Екатеринбургнефтепродукт» подтягивал цены ровно до такой же величины. Эти факты позволили нам признать факт сговора. Мы возбудили по ним административные дела, и сейчас рассматривается вопрос об оборотных штрафах.

  - Практика одновременного повышения цен по-прежнему остается? Какие действия вы предпринимаете?

  - Рынок нефтепродуктов систематически мониторится уже несколько лет, и естественно, что данные о ценах нам предоставляются регулярно. С одной стороны, цена на нефть в мире стабильно поднималась, и подорожание, в какой-то степени, можно назвать объективным. Но в то же время все участники рынка ссылаются на инфляцию, которая составляла не менее 10% в год. Конечно, можно сказать, что рост цен на нефтепродукты оказывает, в свою очередь, воздействие и на рост инфляции. Это все довольно сложные процессы, и в каждом конкретном случае надо во всем разбираться.

 - А как развивается ситуация с ценами на авиационное топливо? Не так давно в завышении цен на авиакеросин был уличен аэропорт «Кольцово»…


  - Свердловское управление ФАС отслеживает ситуацию на рынке авиакеросина с 2006 года. По итогам наших проверок в свое время был подтверждён факт установления монопольной цены в аэропорте «Кольцово». Это решение вышло в январе 2007 года. Тогда, следуя нашему предписанию, аэропорт снизил цену на керосин с 26 тыс. рублей за тонну до 16 тыс. рублей. И по настоящее время руководство аэропорта, прежде чем повышать цены, приходит к нам со всеми документами, показывая, что у него появились на это объективные причины.

  - А каким образом происходит процесс согласования цены?

  - Мы продолжаем контролировать процесс, сравнивая цены нашего аэропорта с другими аэропортами России, сопоставимыми по объему перевозок и по пассажиропотоку (Самара, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Иркутск, Челябинск, московский «Внуково»). Мы устанавливали средневзвешенную цену, и если Кольцово укладывался в этот промежуток, то мы одобряли повышение.

  - Однако в этом году рост цен на авиакеросин произошел по всей стране?


  - Мы забили тревогу в начале этого года, когда увидели, что цена на керосин резко пошла вверх во всех аэропортах. Более того, мы написали об этом в ФАС, что, скорей всего, цену повышают сами производители топлива. Письмо было направлено в мае 2008 года, когда было очевидно, что рост за полгода составил 70%.

  - И какие есть результаты спустя два месяца?

  - Сейчас ФАС возбудила дело в отношении пяти крупных компаний, работающих на рынке и коллективно доминирующих в сфере добычи и переработки нефти (Газпром-Нефть, ТНК-BP, Роснефть, Сургутнефтегаз и Лукойл). В данном случае может быть применена статья о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Я не могу предвосхищать, чем закончится это расследование, но, по крайней мере, за последние месяцы цены прекратили свой рост. Последняя цена, которую аэропорт «Кольцово» представил нам 21 июня, составила 30 600 рублей за тонну керосина без НДС. И я знаю, что на сегодняшний день цена в других аэропортах несколько выше, чем здесь. Например, у наших соседей в Челябинске она составляет 32 тыс. рублей, в аэропорте Улан-Уде — 34 тыс. руб. Возможно, возбуждение дела ФАС каким-то образом повлияло на участников рынка, и пока рост цен не планируется. Но, вполне возможно, что ситуация будет развиваться по-другому.

  - Можно ли спрогнозировать, что цены на авиационный керосин в результате ваших действий будут снижены или, по крайней мере, зафиксированы?

  - Как минимум, они должны быть стабилизированы, и, даже, снижены, потому что рост цен на 70% ничем не обоснован. Я могла бы понять рост на 15-20%, опять же исходя из мировой ситуации, темпов инфляции, каких-то процессов в авиационном бизнесе, но тот рост, который есть сейчас, всё-таки не обоснован. Поэтому реальная цена должна быть снижена. А как будет — покажет время. Из практики мы знаем, что даже, когда меняется мировая конъюнктура, цены на нефть, внутрироссийские цены ни на один товар массового потребления назад не отыгрывали. По нефтепродуктам такой факт был только в начале 2007 года. Кстати, даже это снижение происходило у разных продавцов синхронно: в одинаковые сроки и на одинаковый уровень.

  - Но, например, в «Кольцово» рост цен объясняют высокими отпускными ценами своего многолетнего поставщика – Уральской нефтяной компании, «дочки» ТНК-BP. Проверялась ли эта компания, и каковы результаты?

  - Да, мы получили их цифры несколько дней назад, и начали проводить анализ. Действительно, УНК поставляет в «Кольцово» практически 100% керосина — это подтверждается материалами дела. Хотя там есть еще два поставщика, но объемы у них очень небольшие. Однако выводы делать рано. Согласно информации ТНК-ВР, керосин идет к нам с нескольких заводов, и теперь мы должны уточнить, все ли это заводы ТНК, или у них есть какие-то кооперационные связи с заводами других компаний, для того, чтобы понять, каким вообще образом организован процесс доставки керосина в «Кольцово».

  - Топливные сборы стали одной из главных тем этого туристического сезона. Проводились ли проверки местных авиаперевозчиков, в том числе Уральских Авиалиний?

  - На сегодняшний день мы подтвердили, что Уральские Авиалинии, фактически, являются доминирующим перевозчиком по большинству туристических направлений: Испания, Кипр, Египет, Греция и так далее. Небольшую конкуренцию им составляет авиакомпания «Татарстан» на перелетах в Анталию. Во всех остальных направлениях Уральские Авиалинии занимают 100%, то есть, можно говорить о доминировании и рассматривать их действия на соответствие ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Мы получили информацию о топливном сборе, выяснили, что он начал повышаться с мая, с начала туристического сезона. Рост топливного сбора начался с $10-15 с пассажира и уже достиг около $140 при перелете в Анталию, и €210 при перелете в Испанию или Хорватию.
Естественно, мы будем сейчас задавать вопросы Уральским Авиалиниям, чтобы они обосновали, с чем связан такой стремительный рост топливного сбора. Для одной семьи он сейчас может достигать 20 тыс. рублей.

  - Чем может завершиться эта проверка?

  - Проверка сейчас находится в стадии проведения, и пока нет конкретной информации. Это большая и кропотливая работа. Необходимо запросить все договоры с туристическими фирмами, понять, одинаковые ли эти сборы для всех, как они подсчитываются, каким документом они вводятся в действие. Здесь очень много юридических вопросов, экономических расчетов, поэтому какие-то выводы будут только месяца через два. И если какие-то признаки нарушений со стороны Уральских Авиалиний будут усмотрены, то может появиться дело.

Дополнительная информация

Цена на бензин АИ-95 в Екатеринбурге в течение 4 лет (на одной заправке, цены приведены на июль каждого года)
2004 год — 14,40    
2005 год — 15,90 (+10,4%)
2006 год — 17,90 (+12,6%)
2007 год — 18,50 (+3%)
2008 год — 25,40 (+35%)

Сколько стоит 1 литр бензина АИ-95 в мире:
Венесуэла — $0,05
Саудовская Аравия — 0,15 центов
США — $1.04
Россия — $1.15

Комментарии (всего: 1)
nickan 2 августа 2008 года в 15:10
[i]Сколько стоит 1 литр бензина АИ-95 в мире:
Венесуэла — $0,05
Саудовская Аравия — 0,15 центов
США — $1.04
Россия — $1.15[/i]

Это еще раз говорит о гнойности нашего правительства получаеющего на лапу от нефтянников, и поэтому не обращающихся к проблеме необоснованного роста.Самы простой и верный способоб борьбы - установить максимальную цену на топливо, пусть компании конкурируют. А те кто недоволен, пусть сваливают с рынка. Противников этого закона будет гораздо меньше чем сторонников. Правительство - докаждит что ты не [b]мразь[/b].
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях