ЖЖЛ: Овсей Кулёмович Промокаренко (1888-1938)

Овсей Кулёмович Промокаренко родился 1 (31) марта 1888 года в городе Белокрысье Хорьковской губернии (ныне районный центр Червономыш Суцкой области Украины).

Секрет любви ребят к своему педагогу таился, скорее всего, в том, что Овсей Кулёмович был хоть и строг, но весьма справедливЖЖЛ

Овсей Кулёмович ПРОМОКАРЕНКО
(1888 — 1938)

Выдающийся педагог

Овсей Кулёмович Промокаренко родился 1 (31) марта 1888 года в городе Белокрысье Хорьковской губернии (ныне районный центр Червономыш Суцкой области Украины).

Отец, Кулём Сидорович, из рабочих, всю жизнь работал полировщиком паровозов в Хорьковском железнодорожном депо. Мать, Сметана Чертыхайловна, урождённая Гейбаба, была дочерью одного человека.

Семья Промокаренко снимала углы в одной небольшой квартире. Овсей с малых лет тоже мыкался по углам.

Вечно занятого на работе отца мальчику заменяли книги. Мать была этим очень недовольна. К книгам ей приходилось долго привыкать.

Но книги эти — «Самые болезненные человеческие места» великого педагога К. Д. Рвя-Ушинского и «Как вдолбить знания» того же автора — определили весь дальнейший жизненный путь Овсея Промокаренко.

***

Все учебные заведения, в которых учился Овсей, он заканчивал с одной и той же золотой медалью, выданной ему ещё в начальной школе. Многократно обучаясь в разного рода училищах (только за 1903 год он посетил 365 однодневных курсов), Промокаренко отлично изучил педагогов, все их подлые прихваты и приёмчики.

В 1904 году  Овсей поступает в Учительский Подлицей при Киевском Лицее и становится подлицеистом. Закончив учебное заведение с золотым зубом, первым делом напивается в зюзю. А 1 сентября 1905 года (в 17 лет) Промокаренко приступает к работе в Брюховском Реально-Образовательном училище.

Он работает учителем русского языка, литературы, рисования, черчения, астрономии, химии, физики, физкультуры и древнегреческого. А когда спустя месяц увольняется математик, то ещё и преподавателем биологии.

Ученики в шутку называли своё училище «театром одного директора», поскольку Промокаренко занимал и должность директора тоже.

Дети знали: на уроках у Промокакия не забалуешь! Овсей Кулёмович великолепно стрелял из трубочки, подкладывал кнопки, а в засовывании в парты бомбочек ему не было равных. Тем более что как раз этот период Промокаренко увлёкся технической педагогикой — сделал телескопическую указку длиной двенадцать метров, чтобы доставала до шалунов с задних парт, зеркало заднего вида, чтобы видеть, кто плюнул в него из трубочки, первым среди русских учителей стал класть в брюки стальной лист и смело садился на кнопки и какашки на учительском стуле. Всем трудным детям Промокаренко гарантировал трудное детство, всем остальным — чуть полегче.

При всём при этом Промокаренко не был обычным ремесленником от педагогики, а поступал как настоящий учёный. Он частенько ставил эксперименты на себе: часами стоял в углу, бил себя линейкой по голове, оставался без обеда и даже мыл ноги перед сном.

Тем временем, став руководителем педагогического коллектива, Промокаренко перестал бегать за пивом для педагогов, за что его резко осудили учителя старой закваски…

***

С 1917 по 1919 год Промокаренко проработал директором Высшего начального военного училища г. Брюхова. Это училище, до прихода в него в 1917 году Промокаренко, не выпускало никого! Спустя всего год это училище стало кузницей кадров для местной лесопилки, носопырки и живодёрни.

Авторитет Промокаренко среди учеников был настолько высок, что когда в 1917 году Брюхов заняли белогвардейцы, Промокаренко удалось ускользнуть из города в санях, запряжённых выпускниками младших классов! А ученики старших классов с оружием в руках прикрывали отступление любимого директора!

Секрет любви ребят к своему педагогу таился, скорее всего, в том, что Овсей Кулёмович был хоть и строг, но весьма справедлив: он первым догадался не требовать прихода в школу родителей у воспитанников-сирот. Кроме того, он разрешил детям из нищих семей не приносить вторую обувь.

***

В сентябре 1920 года Промокаренко принимает предложение УкрНарПроса возглавить колонию для несовершеннолетних воров в законе. Первую ночь педагогу пришлось чалиться под шконкой, возле параши, изучая повадки юных мокрушников и их пожелания. Однако затем Промокаренко установил свои порядки.

Если поначалу в колонии процветало воровство, вши и сифилис, то уже спустя месяц вшивые воры, превозмогая сифилис, собирали фотоаппараты «ФЭД» из краденых деталей, ходили строем и участвовали в самодеятельности.

Вообще, талант Промокаренко к воспитанию и перевоспитанию был уникален. Однажды он поставил такой педагогический эксперимент: за сутки перевоспитал убеждённого беспризорника Мустафу Жиганова в заместителя директора колонии Мустафу Ибрагимбековича Бедламбельдыева. На следующий день М. И. Бедламбельдыев был успешно перевоспитан обратно!

В экономическом отношении колония развивалась очень быстро. Первым делом в колонии появились карманорезный станок, фомкопрокатный участок, форточкодельня, станок для подделки ключей. А уже через неделю здесь были и трактор, и грузовик, и различный скот. Однако, Промокаренко вовремя вмешался, и всё это добро колонистам пришлось вернуть…

Первым делом в колонии появились карманорезный станок, фомкопрокатный участок, форточкодельня, станок для подделки ключей.

***

Прошло совсем немного времени, и колонисты практически перестали красть, сквернословить и драться. У них появились другие интересы: целыми днями они увлечённо работали на станках, потом валились на кровати и увлечённо спали. Много времени у них также отнимали поиски слабых мест в ограде…

Колония не покладая рук трудилась на благо страны — выпускала рогатки, кастеты, удавки, ножички, рогатки и вошебойки для нужд Красной Армии*.

В 1932 году наиболее активные воспитанники колонии ушли в агит-побег. С фотоаппаратами «ФЭД» они агитировали местное население дать им хлеба в обмен на фотоаппараты. Молодёжь они призывали бросать работу, идти с ними в беспризорники, а потом к ним в колонию!..

Разумеется, вскоре все агит-беглецы вновь оказались в колонии. Воспитанникам так нравилось в колонии Промокаренко, что многие из них учились в каждом классе по нескольку лет. Поэтому среди воспитанников было даже несколько ровесников Овсея Кулёмовича.

Многие колонисты делали себе наколки наподобие армейских нашивок. Дежурные по колонии тоже всякий раз, заступая на дежурство, выкалывали себе «повязки».

***

Все эти годы рядом с Промокаренко находилась его верная супруга, урождённая Песталоцци-Сидорова. Она во всём помогала мужу: кормила грудью его детей, стирала, гладила для них, иногда рожала.

***

Будучи мудрым и дальновидным человеком, Овсей Кулёмович Промокаренко понимал, что его передовые методы воспитания будут работать лишь до тех пор, пока ученики не сравняются с ним в физической силе. А потому с возрастом он всё больше внимания уделял теоретическим изысканиям. Основав в 1933 году лабораторию Ручной Прикладной Педагогики, Промокаренко написал Ст. 35 прим, части 4 и 5, УК СССР в переложении для детей, а впоследствии перевёл Уголовный Кодекс на феню.

В том же году Овсей Кулёмович выдвинул смелое предложение открывать при тюрьмах и лагерях, где сидели малолетки со сроками от 10 лет и выше, школы-десятилетки! А для осуждённых по 58-й статье — школы-пятнадцати и двадцатипятилетки и пожизненные школы!..

***

Тем удивительнее, что как раз в этот период, когда карьера Промокаренко находилась на самом пике, на него начинаются нападки и гонения.

В 1935 году на Всесоюзной Педконференции коллеги-педагоги освистывают и зашикивают Промокаренко. Делегаты шумят во время доклада, плюют в Промокаренко жёванной бумагой, бегают по залу, измазали трибуну клеем, а доску мылом…

В 1936 году Промокаренко принимает предложение Полтавского отдела народного образования пойти вон из здания Полтавского отдела народного образования...

***

В 1937 году великий педагог был расстрелян своими воспитанниками из пугача, но выжил. После этого случая Промокаренко руководит воспитанниками со страниц своих многочисленных книг, написанными в уютном бронированном кабинете.

Умер Овсей Кулёмович в 1938 году, всего два дня не дожив до ареста как враг детей народа.

Трудами Промокаренко до сих пор пользуются такие мировые педагогические авторитеты, как Бэнджамин Втык, Педерико Педофеллини, Хлебганг-Иводей Карцер, Згибнев Мучиньски, Стойко Смирнов,  Углов-Горохов, Попосекин, Второгодский, Влобниц, Подзалылян и другие.

*) Как стало известно совсем недавно, в подвалах Коммуны для самых недисциплинированных были предусмотрены урановые мастерские. Здесь ребята учились пилить, делить и обогащать. Своим ядерным щитом наша страна не в последнюю очередь обязана и невыходцам из этих мастерских.

© 2007 «Красная бурда»

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях