Малый бизнес взбунтовался против ресурса Booking.com
С этого года сервис по бронированию отелей включает в счета своим российским партнерам 20% НДС за свои услуги.
Раньше Booking получал только комиссию — от 10% до 30%. НДС за нее отели сами перечисляли в бюджет. Теперь начисление налога и контроль за его исполнением возложили на сервис. И Booking сделал простой ход — включил 20% НДС в счет — поверх комиссии. Однако хостелы и мини-гостиницы в основном используют упрощенную систему налогообложения, а платить придется по полной, говорит управляющий партнер «Альянс Отель Менеджмент» Роман Сабиржанов.
«Это на самом деле никоим образом по сути не коснулось больших гостиниц и отелей, которые на общей системе налогообложения. Они этот НДС могут принять к зачету и тем самым оптимизировать издержки. Но маленькому отелю, у которого оборот в месяц-полтора 2 млн рублей, экономического смысла переходить на общую систему налогообложения никакого нет, но Booking.com в силу своей монопольной позиции ничего другого не придумала, как просто перевыставить под общую гребенку всем. Это значит, что к концу года значительная часть мини-отелей и хостелов, частный бизнес, о котором говорят чиновники из каждого утюга, просто-напросто вынуждены будут закрываться».
Однако какую систему налогообложения использует владелец гостиницы — общую или упрощенку — в данном случае не важно. Ведь при оплате услуг нерезиденту, коим является Booking, он становится налоговым агентом, а значит, упрощенная система с 6% здесь уже не действует. Возмущаются только те, кто раньше избегал платить налог на комиссию — теперь эту лазейку прикрыли, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Версия» Михаил Аландаренко.
«Что делал добросовестный отельер? Он платил Booking и удерживал НДС, и он понимал, что счет Booking, который к нему приходит, его нужно увеличить на сумму НДС. Что делал недобросовестный отельер? Он регистрировался на Booking не как юридическое лицо и не как ИП, а как физическое лицо, и, оплачивая счет Booking, у него не возникала обязанность удержать тот самый НДС. А Booking закрывал глаза».
Многие все же считают новые правила, введенные Booking, несправедливыми. Говорит председатель Лиги хостелов России Ольга Недорезова.
«Некоторые считают, что Booking должен в свою стоимость включить этот НДС, то есть никаким образом не перевыставлять эту стоимость отелям. Я знаю, что, например, в Турции такая история. Вообще, в принципе, в Турции запрещено пользоваться Booking из-за того, что он отказался платить НДС, то есть местные налоги. Соответственно, сейчас, находясь в Турции, ты не можешь через Booking забронировать отель, так как отели отказались выплачивать за Booking вот эти вот проценты».
Ежедневно на сайт Booking.com и мобильное приложение заходят более 300 тысяч россиян. Только в Москве с сервисом сотрудничают 4,5 тысячи хостелов, мини-гостиниц и апартаментов, которые привлекают через Booking до 80% своих клиентов.
Участники рынка неоднократно обвиняли сервис в монополизме. На прошлой неделе «Опора России» направила в ФАС жалобу на навязывание гостиницам условия паритета цен — по которому лучшие по цене предложения могут появляться только на Booking. Сам отель не может предлагать клиентам номера дешевле — даже на своем сайте. Против паритета цен уже выступили регуляторы Италии, Бельгии, Чехии, Франции и Швеции.