По мнению чиновника, в проблемах туррынка как всегда виноваты «жадные туроператоры» и «жадные туристы», а лучший способ решения данных проблем — «закрутить гайки»: увеличить фингарантии туроператоров, сделав их банковскими, а также повысить размер ежегодных взносов в «Турпомощь». Столь некомпетентные предложения, по мнению экспертов, лишь окончательно обвалят туристический рынок, но при этом вовсе не повысят защищенность туристов.
На прошедшей во вторник пресс-конференции, министр культуры Владимир Мединский заявил, что «комплекс проблем», приведшей к текущему веерному банкротству туроператоров, в основном обеспечили «жадные туроператоры» и «жадные туристы». «Причина кризиса на рынке заключается в политике демпинга, который проводят туркомпании, а также в жадности покупателей туристических услуг, выбирающих самое дешёвое», — отметил куратор туррынка.
Однако напомним, что объявления о банкротствах туроператоров содержат несколько другой перечень причин. В частности, все компании указали на реальное падение покупательской способности потенциальных туристов из-за роста курса валют как на основную причину их краха, а также на нестабильную политическую обстановку, и запрет на выезд представителям силовых структур, что дополнительно уменьшило клиентуру.
«Экономя каждую копейку, наш турист никогда не потратит лишний процент на страховку собственной путевки. Он будет сидеть в аэропорту в Тунисе и ждать, когда государство, не несущее формально никакой ответственности за бизнес-отношения между туристом и туркомпанией, будет за свой счет его вытаскивать», — заявил Владимир Мединский, несколько умалчивая о том, что фонд «Турпомощи», который в настоящий момент и занимается вытаскиванием туристов, складывался отнюдь не из государственных денег. «При этом каждый из нас может застраховать собственную путевку от любых рисков, это стоит до 2% стоимости всего тура», — добавил министр культуры.
Увы, эта идея развития в устах Мединского не получила: вместо отмены существующего неэффективного института фингарантий и введения индивидуального страхования каждого тура, министерство предлагает и дальше «стегать дохлую лошадь». «Количество туроператоров, безусловно, будет пересматриваться, барьер входа на рынок мы будем повышать», — пригрозил Владимир Мединский. В частности, речь идет о проверке размера уставного капитала компании, уточнении информации о собственниках. Кроме того, туроператоров продолжат «стричь» в интересах их недобросовестных собратьев через увеличение взносов в «Турпомощь».
«Размеры взносов в „Турпомощь“ будем предлагать повысить. Мы устали отбиваться от требований снизить эту цифру со 100 тысяч рублей в год до 30 тысяч», — отметил министр культуры. Также Минкультуры «будет думать», как изменить правила получения фингарантий. «Если туроператор занимается крупным выездом, арендой чартеров, мы будем настаивать на том, чтобы это была не страховка, а банковская гарантия», — заявил министр.
У экспертов туротрасли имеется иная точка зрения. «Во-первых, повысить размер фингарантий не удастся — страховые компании будут просто отказываться брать на себя такие риски. Во-вторых, такие меры лишь приведут к фактической зачистке рынка, что убьет на нём конкуренцию и сильно повысит стоимость туров у оставшихся монополистов. Но самое главное — что эти меры вовсе не повысят защищенность туристов», — отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексей Цыганов, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн», входит в наблюдательный совет объединения «Турпомощь».
Как пояснил эксперт, озвученные предложения не решают главного — не приводят в соответствие размер фингарантий с реальным оборотом туроператора. «Единственное решение — это страхование каждого проданного тура. В этом случае при покупке тура туристу сразу выписывается страховка от его неисполнения со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто по вине туроператоров застрял за границей», — уточнил собеседник.
Эксперт уверен, что техническая реализация этой идеи будет несложной. «У всех крупных страховых компаний, а законодательно надо обязать турфирмы страховать туры у страховщиков с рейтингом не ниже определённого уровня, есть круглосуточные колл-центры, а также проверенные партнёры-асистенты за рубежом. И если туриста не заселяют в гостиницу согласно ваучеру туроператора, ссылаясь на неоплату, то страховщик через своего ассистента просто оплачивает эти расходы согласно страховке, а уже потом разбирается по этому случаю с туроператором. Аналогично решается проблема и с перелетами. При таком механизме решаются все те проблемы, которые не могут решить современные институты по защите туристов», — считает Алексей Цыганов.
При этом эксперт считает, что «Турпомощь» стоит оставить на рынке, снизив размер взносов для туроператоров со второго года участия в этом объединении. «Турпомощь останется дополнительным гарантом по эвакуации туристов, если проблемы возникнут у страховой компании. Плюс взносы в Турпомощь станут неким финансовым барьером для выхода на рынок недобросовестных игроков», — добавил собеседник.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов