Производители ноутбуков и клавиатур наносят гравировку на устройства в зависимости от того, куда они поставляются. Для российского рынка кириллица наносится на заводе-производителе. Параллельный импорт предполагает ввоз устройств, не предназначенных для РФ, то есть без кириллицы.
По оценкам дистрибуторов, доля таких устройств к концу года достигнет 10%. Сервисы, которые наносят лазерную гравировку на клавиатуры, уже говорят об удвоении спроса по сравнению с тем, что был до начала СВО. Если раньше на русификацию отдавались преимущественно ноутбуки из США и Европы, то сегодня в основном из Турции и ОАЭ.
В Казахстане, Белоруссии, Армении и Киргизии продаются клавиатуры и ноутбуки с русской раскладкой. Собеседник на IT-рынке пояснил «Ъ», что в странах ЕАЭС высока доля русскоязычного населения, поэтому там всегда была потребность в ноутбуках и клавиатурах с русской алфавитной раскладкой.
В Минпромторге отмечают, что даже если гравировка понадобится, ее стоимость невысока и «цена конечной продукции останется практически неизменной».
Между тем гравировка может нарушить не только товарный вид устройств из-за вскрытия упаковки, но и условия гарантии на технику. По словам экспертов, стоимость гравировки в среднем составляет 1,5-2 тыс. руб., однако на некоторых устройствах придется полностью вынимать клавиатуру, что может привести к прекращению гарантийного обязательства производителя. «Если наносить русскую раскладку будут продавцы, им придется вскрывать коробки», — полагает один из собеседников «Коммерсанта», который считает это минусом для продаж.
По словам источника «Ъ» на рынке, ритейлеры прорабатывают несколько вариантов: нанесение гравировки на устройства до продажи конечному покупателю, после продажи (как бесплатную услугу) или поставка наклеек с русскими буквами в комплекте. Собеседник «Ъ» уверяет, что гарантийные обязательства в магазинах продолжат действовать в любом случае.
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов