«Жестокость маленьких детей отличается от жестокости подростков. Дошкольник не понимает, что причиняет боль», — говорит психиатр Светлана Хабарова. Предотвращать детскую жестокость нужно с раннего детства. К школьному возрасту чувство эмпатии (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека) должно уже быть сформировано, и дальше укрепляться и наращиваться.
«Как только ребенок научился говорить, объясняйте ему, что не нужно душить куклу — игрушка может почувствовать боль, что у лягушки есть мама и папа, что это живое существо», — советует Светлана Викторовна.
Светлана Хабарова не согласилась с тем, что зачастую ребенок ведет себя дома настолько идеально, что родители не догадываются о его жестокости, которую он проявляет в среде сверстников.
«Так не бывает. Внимательный родитель или педагог всегда заметит звоночки, знаки, что это „как бы хороший ребенок“», — говорит психиатр.
По словам Светланы Хабаровой, у подростка, склонного к жестокому поведению, как правило, ограничивается круг контактов, меняются на более агрессивные интересы.
«Но нужно понимать, что не все объясняется „дурным воспитанием“ или агрессивной средой. Обязательно нужно выяснить причину этого состояния, для чего обратиться к психологу, семейному психологу. Если в семье все нормально — то к психиатру. Возможно, ребенок заболел и ему требуется лечение», — предупреждает Светлана Хабарова.
С октября прошлого года на базе СОКПБ действует Центр психологической поддержки подростков, где прием ведут клинические психологи. По словам Светланы Викторовны, на первом месте по обращениям стоит аутоагрессия, или суицидальное поведение подростков. А на втором — проблемы в общении со сверстниками.
«Дети страдают от конфликтов, а родители об этом даже не знают, поскольку это происходит в Сети. Подростки там угрожают друг другу. У ребенка ухудшается настроение, он переживает», — говорит Светлана Хабарова.
К сожалению, как говорила еще Шапокляк, «хорошими делами прославиться нельзя». Светлана Викторовна подтвердила, что дети подпадают под влияние не положительного, а отрицательного лидера. Самому слабому в классе не помогут подтянуть успеваемость, а, скорее, будут творить его руками зло.
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов