Реаниматологи и онкологи — первые среди медиков по выгоранию. Ведь часто, что бы врач-онколог ни делал, человек все равно умирает. Сообщая о смертельном диагнозе, врач даже не смотрел на него, рассказывают потом больные.
«Очень важно говорить о диагнозе простыми словами. Односложными предложениями. Первое — „Мы получили результаты ваших анализов. Они оказались хуже, чем мы ожидали“. Потом взять небольшую паузу и сказать: „Мне очень жаль, но у вас рак“. После этого нужно замолчать. Дать человеку осознать услышанное. Плохая весть оглушает. Бывают случаи, когда человек выходит из больницы и попадает под машину. Но это не значит, что он хотел покончить жизнь самоубийством, скорее, он просто ничего не видел», — говорит Павел Сапожников.
По мнению Павла Сапожникова, первым, кто должен узнавать от врача свой диагноз, должен быть сам больной. Он решает, кому именно сообщить о своей болезни, и сообщать ли, вообще.
Человек, который узнал о своем диагнозе, проходит через все стадии принятия горя. Он в слезах и соплях вымаливает у Бога выздоровление. Он проклинает здоровых людей и своих близких. «Нужно дать человеку выплюнуть, выблевать свое горе», — говорит психолог. Когда больной гонит всех от себя, можно на время оставить его. «Но обязательно нужно быть где-то рядом, неподалеку, быть доступным, потому что очень скоро вас позовут обратно», — говорит психолог.
Умирающему человеку важно рассказать о прожитом и пережитом. «Вспоминайте с ним прекрасные моменты его жизни, слушайте его рассказы».
«Люди, которые умирают, говорят о том, что больше всего они боятся не возможной боли, а остаться в одиночестве». Крайне важен для тяжелобольного человека физический контакт. «Трогайте его, прикасайтесь к нему, ему это нужно, потому что умирающий человек кажется себе некрасивым, отвратительным».
Умирающему человеку нужно знать, что близкие отпускают его, а не чувствуют себя брошенными и преданными.
И, пожалуй, самое важное, что знают все умирающие, но не знают здоровые. Это то, что умирающий человек замедляется. Перестает спешить. «Когда мы живем в вечной спешке, жизнь проносится мимо», — говорят они", — делится, возможно, главным знанием Павел Сапожников. «Они говорят: «Только узнав диагноз я, наверное, и начал по-настоящему жить».
Текст: Ольга Маслова
мне вот вынесли за дверь бумажку с диагнозом, и разговаривать никто не стал, иди на все четыре стороны. потом полгода хождений, чтобы дифференцировали и начали лечить, и ни слова психологической поддержки, ни слова.
сказки какие то рассказывает Сапожников
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов