«Бессмертие дважды предлагать не будут»
Завтра, 12 сентября в Екатеринбурге открывается 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, темой которой стало бессмертие во всех его измерениях. Уральская биеннале проводится уже 10 лет, каждые два года. Нынешняя впервые в истории Екатеринбурга организована на действующем производстве, одном из самых высокотехнологичных, а потому секретных. Накануне, 10 сентября многочисленный десант фотографов и журналистов, львиную долю которых составили москвичи и иностранцы, высадился на УОМЗ. Прошлая выставка, самой известной работой которой стало «Кто мы, откуда, куда мы идем?» Тимофея Ради, проходила в экс-помещении Приборостроительного завода.
Среди пишущих гостей 5-й биеннале — американская журналистка, работающая в московском офисе своего издания, ребята из Сеула, которые освещают уральскую биеннале для южнокорейского журнала. О том, что выставка имеет международный статус, говорит очень много фактов — и пул участников (чтобы попасть в него, уральские художники проходили очень жесткий отбор), и личность куратора (исполнительного директора) биеннале Шаоюй Вен (Xiaoyu Weng), основным местом работы которой является Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), где собрана одна из самых больших в мире коллекций искусства 20 века.
Территория УОМЗ и снаружи и даже внутри обтянута колючей проволокой. Хоть Уральский оптико-механический завод производит кюветы для выхаживания новорожденных. Неслучайно, наверное, первый заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев назвал прием биеннале на территории «подвигом» со стороны УОМЗ, который даже специально установил новый КПП для посетителей выставки.
Вместе со столичными журналистами первыми увидеть 5-ю биеннале в Екатеринбург прибыли директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак, директор департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов, его бывший заместитель, а ныне гендиректор Государственного центра современного искусства Софья Грачева. Шаоюй Вен также приняла участие в пресс-конференции и лично провела гостей по залам экспозиции.
Биеннале расположилась на нескольких этажах одного из корпусов завода. О том, куда идти, сообщает навигация из лампочек зеленого (символ жизни) цвета. Остальные этажи — 1 и 3 — продолжают оставаться полностью закрытыми для посетителей, там действующие цеха.
Принять выставку на заводе оказалось возможно, поскольку запланирована реконструкция ряда производств, благодаря чему помещения временно оказались пустующими. Замминистра культуры Владислав Кононов отнес КПП к «драматургии» выставки.
По словам генерального директора УОМЗ Анатолия Слудных, позиция госкорпорации «Ростех» (в нее входит УОМЗ — прим. Uralweb) отражает суть современного искусства — новизну, свежесть. И, кроме того, искусство, как и технологии — оба непрерывно развиваются. Как заявил Вадим Дубичев, уральская культура, вообще, неотделима от заводов. «Есть заводы на Урале — есть жизнь. Нет заводов — нет жизни», «Красота труда — философия нашей жизни», — сказал Дубичев.
«Биеннале — прежде всего проект современного искусства, — расставила свой акцент комиссар биеннале Алиса Прудникова. — Впервые, пожалуй, командам художников удалось создать мощнейшее высказывание на тему того, как мы воспринимаем бессмертие».
То, чем занимается Алиса Прудникова, свердловские власти считают неоценимым вкладом в продвижение региона на международном и европейском уровне, отметил Вадим Дубичев. Такие проекты являются драйвером развития территории, а Уральская биеннале уже стоит в одном ряду с другими, такими, как Берлинская, Стамбульская, Ливерпульская, подтвердила в ходе пресс-конференции и глава ГЦСИ Софья Грачева. «Минкульт делает много для того, чтобы в регионах кипела культурная жизнь. Доступ граждан к культурным ценностям должен быть свободным и открытым, все должны иметь возможность соприкоснуться с искусством», — добавил Кононов.
Тимофей Радя не вошел в число авторов работ 5-й Уральской биеннале. По какой причине, не удалось выяснить даже в кулуарах, отбор участников проводила лично Шаоюй Вен. Но уральцы на выставке все равно представлены. В том числе свою инсталляцию «Время» в сотрудничестве с Zhestkov. Studio представил уроженец Нижнего Тагила, лауреат Нобелевской премии по физике Константин Новоселов.
Работа посвящена человеческому интеллекту и частично выполнена чернилами, изготовленными из графена (материала, за опыты с которым Новоселов и получил Нобелевку). Как сообщил на пресс-конференции первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров, в пятницу, 13 сентября Константин Новоселов выступит в УрФУ в качестве одного из участников симпозиума в рамках биеннале.
Уральский федеральный университет — постоянный партнер выставки, отвечающий за научную ее часть — публичные лекции, симпозиумы и т. д. «Главный наш помощник в образовательных программах по таким глобальным темам, как бессмертие — это именно УрФУ», — сказала Алиса Прудникова.
«Темой прошлой биеннале была новая грамотность — какие компетенции нужны людям, чтобы существовать в современном быстро меняющемся мире, какими языками он должен владеть, чтобы быть услышанным другими людьми. Тема этого года — бессмертие. Древнеримская мудрость гласит — „Все рожденное обречено гибели“. Но древнеримский же поэт противопоставил ей другую мудрость — „Весь я не умру“, которая каждому из нас известна в переводе Фета и Пушкина», — обратился к главной идее биеннале Бугров.
Спорно, можно ли считать это недостатком, но понять современное искусство можно, лишь зная замысел художника, который почти никогда не лежит на поверхности, и требует объяснений. По словам Алисы Прудниковой, организаторы учли опыт первой биеннале и уделили медиации (посредничеству) большое внимание. «Недостаток комментария — это, наверное, главная ошибка, которую можно допустить в таких масштабных проектах о современном искусстве», — согласилась комиссар выставки. Специально к биеннале прошли подготовку почти полсотни волонтеров — медиаторов. Помимо рассказчиков, гостей выставки будут сопровождать аннотации к каждой работе на русском и английском языках.
Многие работы дополняются видео и аудио воздействием на зрителя, некоторые целиком состоят из видеоряда, как, например, работа «Джипни» — про то, как автомобиль иностранного производства, символ колонизации, стал главным символом Филиппин, отодвинув местные нациобразующие вещи. «Джипни» — про возврат к истокам.
«Чтобы возить на них больше людей, филиппинцы со временем увеличили «джипни» до размеров микроавтобусов, — рассказала медиатор. — Каждый, у кого есть «джипни», делает из него настоящий личный арт-объект. На видео же представлено выхолощенное, идеальное «джипни».
«Тест на прочность, тест на гибкость» — 5-минутное видео, запечатлевшее, как рвутся стальная и латунная проволоки. «Каждый чувствует свое состояние, когда он вот-вот сломается», — объясняет медиатор.
Работа «По часовой стрелке» посвящена времени. «Время придумали люди, чтобы было удобно вести отчет и планировать. Но на самом деле человечество всегда живет только в настоящем моменте». Инсталляция состоит из 360 механических часов, как бы огибающих землю.
Работа «Небольшое обновление» — о том, сможет ли машина заменить человека и человеческое общение.
«Эко-бутон» под музыку из готического собора предлагает зрителю представить, что осталось бы после того, если бы человек появлялся на свет из кокона, яйца или бутона.
«Черное облако» — инсталляция из нескольких тысяч вырезанных из бумаги бабочек — аллегория, что великолепное может превращаться в уродливое и наоборот. «…крошечное крылатое существо кажется деликатным и элегантным», пока не превращается в плотную массу, заполняющую собой все пространство.
«Без крови» — это съемки чучел животных инфракрасной камерой. Ее автор пытается найти жизнь там, где ее нет. Инфракрасная камера, как известно, реагирует на тепло (кровь), высвечивает ее в другом спектре. Фотографии были сделаны в полной темноте, и художник, пока не проявил снимки, сам не видел, что у него получилось. Инфракрасная камера показывает, есть ли там жизнь, и зритель, глядя на результаты эксперимента, отвечает для себя на этот вопрос.
К слову, присутствуют на 5-й Уральской биеннале и работы, посвященные знаковым для Екатеринбурга (защита сквера) и Москвы (несогласованные акции протеста) событиям минувшего лета.
Фигура ребенка-манекена — это образ несовершеннолетнего участника.
В момент посещения журналистами во многих помещениях вовсю кипела работа участников, пахло краской. Но было понятно, что экспозиции биеннале будет, чем поразить даже самого искушенного зрителя.
«На прошлой биеннале было прекрасное произведение „Работа никогда не завершается“. Мы поняли, что как мы назвали свою лодку, так в ней и поплывем», — подвела для журналистов итог открывающейся биеннале Алиса Прудникова.
А вот какой увидела 5-ю Уральскую индустриальную биеннале современного искусства через свою фотокамеру наш фотограф Елена Елисеева. Фотоальбомом здесь.