— У вас вообще был опыт проведения таких мероприятий до этого?
— Нет, конечно. И у нашего города не было такого опыта. Некоторые вещи приходилось угадывать. Очень боялись давки на одном из участков «последней мили». Для входа на стадион дается три часа, но, конечно, все приходили за час. И это как раз было предсказуемо. Но провести все эти потоки так, чтобы они не скопились на одном участке, было очень трудно.
В случае с потоками проколов, к счастью, не было.
С японцами было понятно, они не ходят толпой по улицам. С мексиканцами, которые имеют традицию идти вместе, было сложнее. Мы сидели вместе с ГИБДД и прорабатывали все эти ситуации.
Если помните, пришлось временно перекрывать движение на проспекте Ленина. Сценарий того, как мы перекрываем участок Ленина, учитывая, что там в отеле живет команда и ее надо вывозить, — все было отыграно и все получилось как по нотам. Может, нам повезло, что болельщики оказались предсказуемы.
Нам вообще повезло с болельщиками. Мы, когда увидели результаты жеребьевки, очень обрадовались. Да, болельщики из Латинской Америки собираются большими группами и бурно радуются, но они доброжелательны и не агрессивны.
Самым страшным было получить болельщиков, которые славятся агрессивным поведением. На Евро-2016 я попала на игру Англия — Уэльс и на жеребьевке молилась: «Только не Англия!»
Да, были веселые мексиканцы, которые чуть не перевернули автобус. Но были и очень культурные и тихие японцы. Попадись нам другие болельщики, этот праздник был бы иначе воспринят жителями города. А тут приятные, добродушные, позитивные и правильно настроенные гости.
Позитивное отношение жителей города очень помогло. Очень хорошо, что это все длилось две недели. Затянись вся эта радость дольше…
От гостя, который долго не уходит, начинаешь уставать. Все воспринимается праздником только какое-то количество времени. И как раз двух недель хватило на то, чтобы это ощущение не растерять.
— Куда ходили фанаты помимо матчей? Говорят, почти никуда и не ходили…
— И это было прогнозируемо. Болельщики не ходят по культурным достопримечательностям. Конечно, были туристы, которые посещают музеи, но это, наверное, 3% от общей массы. Зависит, конечно, от страны. Мексиканцы едут специально на футбол, и их мало интересует культура страны, такова их стратегия поведения. Они приезжают на футбольный праздник, сидят в фан-зоне до начала матча, едут смотреть матч и возвращаются в фан-зону.
Японцы проявляют интерес к достопримечательностям значительно выше, они гуляли и ездили на экскурсии. Сенегал — 200 человек, приехали и уехали, мы их почти не видели. У шведов тоже своя культура боления: бары для них — наиболее интересные достопримечательности.
Так что было понятно, что культурные достопримечательности болельщиков интересовать не будут. Понятно, что все хотели быть причастными и готовили свои программы и мероприятия. Оставалось кивать головой: «Готовьте, пожалуйста, только денег много не тратьте, не окупится».
— ЧП часто происходили?
— Нашлись и истории из разряда «было бы смешно…» Одного из болельщиков увезли с разрывом легкого. Угадайте из-за чего?
— Громко кричал?
— Именно. Слишком рьяно болел. Он так кричал, что у него лопнуло легкое. Но все закончилось нормально. Или болельщик-египтянин приехал, ему стало плохо. Думаете, что он сделал?
— Позвонил в скорую?
— Почти. Он тоже позвонил. Но в такси. И таксист увез его в травмпункт на Бажова. А мы до этого сформировали пул учреждений, куда будут привозить иностранцев. Перевели всю эту кучу документов, все бланки для медиков, посадили волонтеров-переводчиков. В конкретных больницах, но не в этой.
Дело в том, что в части стран скорая помощь — это очень дорогое удовольствие. Поэтому когда местным жителям становится плохо, они вызывают такси и сами едут в больницу. Объяснять, что у нас эта услуга бесплатна, было бы долго и бессмысленно. Пришлось дать инструкции таксистам, чтобы те в случае чего сами звонили в скорую.
Еще один «телефонный случай» — болельщик из Японии. Дозвонился в центр и просил объяснить ему, как пройти к Храму-на-Крови. Стоящий рядом полицейский не знал языка, поэтому помочь не смог. Опытный переводчик всеми правдами и неправдами пытался выяснить, где тот находится. В итоге трубку пришлось передать полицейскому.
Но и тот называл какие-то дикие и непонятные ориентиры. Проговорили минут семь. В конечном итоге выяснилось, что японец дозвонился из Челябинска! Турист из Челябинска пытался дойти до Храма-на-Крови.
В итоге в отчете в графе «Причина отказа от помощи» пришлось писать «Из Челябинска невозможно пешком дойти до Храма-на-Крови, потому что он находится в Екатеринбурге».
— Каков был уровень преступности в дни ЧМ?
— Минимальный. Вплоть до того, что иностранец получил назад ноутбук, оставленный в автобусе.
Или мексиканцы, чей павильончик привез водитель из Голландии на фуре. Последний потерял в ЦПКиО свои водительские права. Мы продумывали пункты восстановления документов, но как восстановить голландские права, без которых человек отсюда просто не уедет? Права были найдены.
Хватало вещей, в которые никто бы никогда не поверил, произойди они в другое время.
и канун, и сам мундиаль - это был ужас, отголоски которого слышны и сегодня
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов