Сувениры с изображением погибшей группы Дятлова хотят выпускать в Екатеринбурге
Участники «Лаборатории городских образов» предложили выпускать дизайнерское постельное белье и сувенирные портсигары с принтом фотоснимка из последнего похода группы Игоря Дятлова, погибшей в 1959 году на перевале в районе горы Холатчахль, или Горы Мертвецов, на Северном Урале. «Лаборатория городских образов» — одна из составных частей большого проекта «Город семи районов», реализуемого совместно с Музеем истории Екатеринбурга и поддержанного Фондом президентских грантов.
«Екатеринбург наполнен интересными, вкусными историями. Но сами горожане мало знают об этих историях, а иногда их даже и не замечают вовсе. Со стороны же эти истории выглядят просто потрясающе. И наш проект „Город семи районов“ как раз про это — добывать такие истории. Один из способов их добывать реализуется через дизайн сувенирной продукции. Мы решили попробовать в этом деле обычных людей. И то, что получилось, это все делали обычные люди. Пока это не настоящие сувениры, только проект», — рассказал Znak.com куратор проекта, дизайнер Никита Демидов.
Сейчас все разработки собраны на платформе «tilde.ws» в формате онлайн-магазина с презентационными снимками, аннотацией и ценником. Впрочем, купить ничего пока нельзя. Дизайн-проекты пройдут еще через сито обсуждения и модерации. Самые удачные предложения лягут в основу настоящих сувенирных изделий.
«Для того чтобы получился сувенир, ты должен погрузиться в какую-то тему, в какую-то историю. Нам очень помог сайт „1723“, где скоплено много разных историй. И эти проекты сувениров стали ключом к сокровищам Екатеринбурга. Получился хороший исследовательский процесс», — говорит Демидов.
Одна из представленных на «tilde.ws» дизайнерских серий посвящена теме гибели группы Игоря Дятлова. В этой части сделаны дизайн-проекты шести предметов. В их числе комплект постельного белья в серо-черных тонах с принтом известного многим фотоснимка восхождения туристов на Гору Мертвецов. Этот же принт использован для дизайна портсигара и винтажной эмалированной кружки. Также в этой серии представлены дизайн-проект чехла для сотового телефона, панамы и футболки с надписью «дело №…». Она отсылает к одной из загадок следствия по гибели группы Дятлова. Это уголовное дело не было пронумеровано, что дало многим частным исследователям говорить о фальсификации собранных в нем материалов.
«Мне кажется сюжет с дятловцами — это очень круто. Во-первых, это наша история. И та острота — потери, кровь, боль — сейчас уже смягчена временем. В этой истории не было желания пиариться на крови. Проект делали ребята, которым по 20 лет. Они к этой истории относятся примерно так же, как к истории декабристов. Если этот проект даже и вызовет какой-то резонанс, то мне все равно кажется, что это неплохо. Ребята ничего плохого не имели в виду, они, наоборот, открыли эту историю для себя и для мира», — отметил Никита Демидов.
Помимо гибели группы Дятлова новоявленные дизайнеры посвятили часть своих проектов районам города: ВИЗу, Уралмашу, Химмашу, Эльмашу, а также Хозяйке Медной горы — центральной фигуре сказов Павла Бажова, творчеству Владислава Крапивина, екатеринбургским заводам, включая Завод имени Калинина, где выпускаются ракетные комплексы С-300, визиту в тогда еще Свердловск лидера кубинской революции Фиделя Кастро.