По результатам анализа все регионы разделены на четыре класса по уровню развития СМИ. Рейтинг А присвоен 11 наиболее развитым регионам — это Москва и область, Санкт-Петербург, Свердловская, Челябинская, Самарская и Новосибирская области, Тюмень, Татарстан, Приморский и Красноярский края.
Наименее развита медиасфера в национальных республиках. В список аутсайдеров вошли 13 регионов: Марий Эл, Мордовия, Забайкалье, Алтай, Адыгея, КБР, Хакасия, Калмыкия, ЕАО, Бурятия, Ингушетия, Чечня, Тыва.
Критерии оценки медиасферы содержат 48 индикаторов по пяти главным направлениям:
- среда для работы СМИ;
- активность заинтересованных групп (власти, бизнеса, общественных организаций);
- аудитория;
- состояние самих СМИ;
- медиаконтент.
Наибольшее расслоение между регионами наблюдается по уровню медиаконтента, а наименьшее — по состоянию аудитории. Эксперты «Медиастандарта» говорят об отсутствии связи плохого состояния медиасферы с качеством аудитории. Казьмин сравнивает это с процессом расслоения населения по уровню доходов: «Вроде на бумаге все имеют равные права и стартовые возможности, но на практике возможности разные».
Расслоение медиасферы по регионам приводит к оттоку из них талантливых журналистов, сокращению конкуренции, монополизации рынка и снижению качества контента, считает директор «Медиастанданта». Он называет право на информацию базовым для человека и считает, что Россия должна следовать общемировым тенденциям: поддерживать локальные СМИ и независимую журналистику.
Зачастую расслоение медиасферы связано с работой администраций регионов и элит с местными СМИ, когда их финансируют по принципу «чтобы было», отмечает политтехнолог Дмитрий Фетисов. Из-за слабой работы администраций со СМИ жители начинают искать другие источники информации, падает социальное самочувствие и рейтинги региональных властей, полагает эксперт.
Главные тенденции в медиасфере за все время существования «Индекса» с 2015 года таковы: стагнация телевидения; рост аудитории интернета с акцентом на потребление новых медиа; снижение аудитории газет и журналов (и их цифровых версий); спад интереса к прослушиванию радио вне дома.
Заметный рост интернет-аудитории произошел в течение 2017-2018 годов: за год доля тех, кто никогда не выходит в интернет, снизилась с 26% до 14%.
Важнее всего для россиян в источниках информации оперативность (37%), профессионализм авторов (31%), официальный статус (24%), регулярность (23%), независимость (22%), срок существования (17%).
В «Медистандарте» делают вывод о постепенном спаде интереса аудитории к традиционным СМИ, включая местное ТВ. Они теряют привлекательность из-за проигрыша интернет-конкурентам в скорости и потери положения монополиста в производстве и распространении новостей.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов