По версии свердловского Центра «Э», разжигание ненависти может быть только к группам по признаку расы, веры или национальности.
В комментариях на новостных сайтах, где геев призывали избивать, полиция нарушений не усмотрела, посоветовав активистам обращаться в суд. При этом представители Ресурсного центра ЛГБТ в Свердловской области не хотят, чтобы в отношении авторов оскорблений возбуждали дела об экстремизме, они лишь хотят найти способ удалять разжигающие ненависть комментарии с сайтов.
Как рассказала Znak.com юрист Ресурсного центра ЛГБТ в Свердловской области Анна Плюснина, в марте этого года она через сайт Следственного комитета России написала обращение с просьбой проверить на экстремизм комментарии под статьями на разных уральских новостных сайтах. В материалах, в частности, шла речь об открытии в Екатеринбурге ресурсного центра для сексуальных меньшинств, а также о том, что в городе геям запретили вход в один из магазинов.
Под новостями пользователи оставляли оскорбительные для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией комментарии, призывали их принудительно лечить и применять к ним физическую силу.
Жалобы девушки были перенаправлены из СКР в Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД по Свердловской области. Во всех трех ответах, подписанных начальником Центра Александром Бутаковым, говорится, что предметом речи в комментариях под материалами выступает группа лиц, «выделенная по признаку сексуальной ориентации».
«О каких-либо конфликтных ситуациях, ситуациях противоборства между представителями национальных, расовых или религиозных групп в тексте речь не идет, а также не говорится о необходимости или желательности совершения каких-либо действий в отношении них. Таким образом, в действиях неустановленных лиц, разместивших указанные комментарии, признаков правонарушений, в том числе экстремистской направленности, не усматривается», — говорится в письме из Центра «Э».
При этом в комментариях, которые рассматривались полицией, говорилось, что представителям ЛГБТ «нет места среди нормальных людей», а также содержались прямые призывы избивать геев.
Летом этого года активисты также написали обращения в Роскомнадзор с просьбой посодействовать удалению комментариев, однако, по их словам, получили отписку. При этом ранее Ресурсный центр уже успешно добивался удаления оскорбительных комментариев на новостных сайтах. По словам Анны Плюсниной, в 2016 году организация пожаловалась на экстремистские комментарии под постом об Уральской международной школе правозащитников, где активистов ЛГБТ призывали «сажать на кол».
«Мне тогда позвонили из Центра по борьбе с экстремизмом, мы пообщались, результат получился такой, какой я хотела, — комментарии на сайте исчезли», — рассказала юрист и добавила, что не знает, как именно полиция воздействовала на администрацию сайта. По ее мнению, силовики, вероятно, просто попросили представителей редакций убрать разжигающие ненависть комментарии.
По словам Плюсниной, нежелание полиции заниматься оскорбительными комментариями ЛГБТ незаконно, так как существует постановление Конституционного суда России от 23 сентября 2014 года, в котором говорится, что «государство призвано принимать меры, направленные на исключение возможных ущемлений прав и законных интересов лиц по мотиву их сексуальной ориентации, и обеспечивать эффективные возможности для защиты и восстановления их нарушенных прав на основе закрепленного в статье 19 (ч. 1) Конституции РФ принципа равенства всех перед законом и судом».
Это постановление было принято КС после истории с избиением ЛГБТ-активистов в Санкт-Петербурге, когда в возбужденных уголовных делах не указывалось, что нападения были совершены из-за ненависти к сексуальной ориентации жертв.
В пример Анна приводит историю с омской феминисткой, в отношении которой возбудили уголовное дело по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти или унижение достоинства») за посты в социальной сети «ВКонтакте» о мужчинах и патриархате. «По сути, ей вменяют оскорбление и разжигание ненависти к группе „мужчины“, но, по логике МВД и СК, мужчины и женщины также не относятся к социальным группам, которые перечислены в статье, на которую они ссылаются: национальность, раса или религия», — говорит юрист.
В конце писем из свердловского Центра «Э» ЛГБТ-активистам предлагают в случае несогласия с решением полиции, обращаться в прокуратуру или суд. Однако представители Ресурсного центра не хотят это делать после того, как против граждан России начали массово возбуждать уголовные дела за посты в соцсетях. ЛГБТ-активисты не хотят, чтобы за комментарии о них кто-то получил реальные сроки.
«Моральная ситуация на грани. Я не хочу, чтобы кому-то дали срок, возбуждали уголовные дела. С другой стороны, я хочу, чтобы комментарии на сайтах удалили. При этом каких-то альтернатив нет: комментарии не считаются оскорблением, потому что там не называются конкретные люди и имена. Подходит только статья „экстремизм“, а она слишком серьезная», — говорит Анна Плюснина.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов