Основная дискуссия развернулась между членом Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), сотрудником УрГАХУ, историком Людмилой Токмениновой и директором института «УралНИИпроект», архитектором Александром Долговым. Если первая предложила начать процесс хотя бы с одного памятника, то второй заявил, что уральский конструктивизм — это «убожество».
Основная мысль историка Людмилы Токмениновой заключалась в том, что необходимо сосредоточить общие усилия на включении в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО хотя бы одного памятника конструктивизма из Екатеринбурга. По ее мнению, это должен быть Дом физкультуры и спорта общества «Динамо», построенный в 1934 году впадении в городской пруд речки Мельковки (сейчас она убрана в подземный канал). За внешний вид это здание в Екатеринбурге называют «корабликом».
В списке других памятников конструктивизма в Екатеринбурге, которые достойны попасть в список ЮНЕСКО, помимо Дома физкультуры и спорта «Динамо» и Городка чекистов, сегодня также назывались Белая башня на Уралмаше, соцгород Уралмаш, выстроенный в 1930—1940-х годах вокруг одноименного гиганта советского машиностроения, а также Клуб строителей на проспекте Ленина (здание Свердловской киностудии). Другие знаковые объекты конструктивизма, как, например, комплекс зданий гостиницы «Большой Урал», жилой комплекс Уралоблсовета и Городок юстиции на улице Малышева, сегодня не обсуждались.
Архитектор Александр Долгов выступил с совершенно противоположным общей тональности круглого стола мнением.
«Вы говорите [свердловский конструктивизм] — это культурное наследие. Но, положа руку на сердце, на самом деле это лишь демонстрация некоего убожества, царившего в строительных технологиях того времени», — заявил Долгов.
По его словам, в Екатеринбурге того времени лишь ориентировались на образцы конструктивизма, но «делали из чего попало», и сейчас это не более чем пример «районной переработки» технической мысли того времени. «Часто это вообще все делали из дранки под штукатурку. Так что наш конструктивизм, я уверен, это не благодаря, а вопреки», — подчеркнул Долгов.
Он напомнил собравшимся, что Дом физкультуры и спорта «Динамо» строился в рамках подготовки к новой мировой войне, планы которой прорабатывало тогда советское руководство и к которой надо было подготовить население. И именно эту историю придется вытаскивать на поверхность, если пытаться включить «Динамо» в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. «Кроме того, в „Динамо“ есть замурованные подвалы, доверху забитые документами, которые еще никогда не исследовались. А может быть, и не надо, чтобы они появлялись на свет божий?» — добавил Долгов.
Он также напомнил, что помимо жестких ограничений на застройку территорий, включенных в список ЮНЕСКО, это накладывает еще и серьезные финансовые обязательства по содержанию. «Не приведет ли это к тому, что мы просто не сможем содержать их?» — спросил у аудитории Долгов.
По правилам ЮНЕСКО, после включения в список объектов культурного наследия неизменным должен оставаться не только сам памятник, но и так называемая буферная зона — большой кусок окружающего его ландшафта.
Стоит отметить, что Екатеринбург сегодня является городом с самым большим в мире собранием шедевров архитектуры конструктивизма 1920-1930-х годов. Так получилось, что Свердловск того времени стал центром Уральской области (она просуществовала с 1923 по 1934 годы), и в городе началось интенсивное строительство. На сегодня в уральской столице сохранилось около 140 объектов конструктивизма, что подчеркивают все историки архитектуры. Ценность свердловского конструктивизма в том, что его здесь много, и в большинстве своем объекты взаимосвязаны (представляют собой ансамбли) и типологически похожи.
Может ли местный конструктивизм стать точкой, привлекающей туристов, вопрос открытый. К слову, 15 июня, в день, когда в Екатеринбурге проходила первая из игр чемпионата мира по футболу, в местной фан-зоне FIFA была замечена группа болельщиков из Австралии, национальная сборная которой не играет в столице Урала. Выяснилось, что австралийцы приехали в Екатеринбург именно из-за интереса к советской архитектуре — конструктивизму и сталинскому неоклассицизму.
Чего же вы иностранных гостей водите по музеям, историческим улицам, храмам… Водите экскурсии по трц Гринвич, отелю Высоцкий, стиллобатам пустым Екб-сити от безбашенного козицына… баракам на Стрелочников…
Да и не строили ничего серьезного с т.зр. архитектуры в городе Свердловске после 1934 года и по крайне мере до новых времен. Так и показываем - что имеем. Хвастаться местом где людей расстреливали (храм на крови) - тоже странная гордость.
А про город наш "до революции" и говорить нечего. Почитайте впечатления А.П. Чехова.
Сохранять конструктивизм? - да, наверно, но мне кажется далеко не все. Вносить в список Юнеско? - я бы постеснялся.
Конструктивизм конечно направление в архитектуре, но выглядит все это убого. Посмотрите на Главпочтамт. То, что у нас его много сохранилось скорее всего говорит только об одном - сохранять то больше было особо нечего.
Во первых, может вопрос в ручках, которые это охраняют и реконструируют по своему варварскому образованию… Потому и убого смотрится.
Во вторых, мы смотрим на фон вокруг зданий. Если Екатеринбург 60-х годов был город-сад, то теперь рядом с объектами истории стоят сплошные псевдокультурные объекты типа пластмассового Гринвича или стеклянно-прозрачного Высоцкого, в котором 99% офисников предпочитает повесить шторы из тряпья, лишь бы солнца не было так много… А зачем делали полностью прозрачный фасад…
Потому и требуется попасть в список Юнеско, потому что в него включают только объекты сохранившие не только свой вид, но и окружающий ландшафт; а во-вторых Юнеско сразу на международном уровне ручки повыкручивает варварам типа Белышева илии Крицкого за только появление мысли в голове, внести в конструкции здания что-либо от себя…
С нашим конструктивизмом, особенно с комплексом Дом Чекиста, вообще городу должно быть стыдно и как минимум весь градсовет вместе с министром строительства СО должны были уйти в отставку по ответственности за уничтожение города…
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов