«Приоритетными для развития являются сферы образования, здравоохранения, цифровых сервисов и „экономика впечатлений“. Они зависят не от зыбкой перспективы выхода на глобальные рынки, а от платежеспособного спроса населения», — сказал Кузьминов.
«Для России опора на рост этих секторов — гораздо более естественная, чем например, гонка в сфере высоких технологий. С технологическими инновациями мы должны выходить на внешние рынки, где гораздо выше риски искусственного ограничения доли России, чем в секторах, ориентированных на непосредственное производство человеческого капитала», — добавил ректор ВШЭ.
На бюджетном маневре, который предполагает рост финансирования человеческого капитала и инфраструктуры за счет сокращения трат, в частности, на армию и силовиков, настаивает Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, где Кузьминов возглавляет направление по человеческому капиталу и социальному развитию. ЦСР готовил программу для президента Владимира Путина.
Бюджетный маневр затрагивает и отношения регионов и федерального центра, отметил Кузьминов (о реформе в сфере межбюджетных отношений ранее говорил Путин).
«Это касается и школ, и медицины, и транспорта — в первую очередь дорожной инфраструктуры вокруг крупных городов. Есть регулярные форматы финансирования этих региональных мандатов, такие, как дорожные фонды, ОМС. Но серьезные изменения в этом, по всей видимости, будут иметь форму федеральных проектов, которые должны образовать новый контур в работе правительства и взаимодействия федерального центра с регионами», — объяснил Кузьминов.
Решение об участии в таких федеральных проектах должны принимать сами регионы. Например, федерация отвечает за цифровизацию школ или телемедицину и предлагает регионам финансирование за участие в таких проектах, указал Кузьминов. Возможна и форма, при которой «регион вкладывает навстречу федеральному финансированию какие-то свои ресурсы», считает ректор ВШЭ.
ЦСР предлагает снизить расходы на оборону с нынешних 4,4% ВВП до 2,8%. Траты государства на здравоохранение и образование должны вырасти на 0,8 п.п. ВВП и 1 п.п. ВВП соответственно. Снизить также можно расходы на безопасность, госуправление и социальную политику, а нарастить — на инфраструктуру, считают эксперты.
«Не финансировать развитие — значит, остаться на тех 1,5% роста ВВП, которые мы будем иметь сейчас», — сказал Кузьминов. По итогам прошлого года ВВП вырос на 1,5% вместо ожидавшихся Минэкономразвития 2,1%.
Власти обсуждают перераспределение собираемых налогов от федерального бюджета в пользу регионов, говорил Путин на большой пресс-конференции в декабре. «Мы настаивали и настаиваем на том, чтобы изменить концепцию межбюджетных отношений, имея в виду также более справедливое перераспределение налоговых доходов между федеральным центром и субъектами Федерации. Понимание того, что это надо делать, в правительстве, Министерстве финансов есть», — указывала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Экономическая активность регионов, говорит Кузьминов, должна смещаться с «политических» проектов, «которые выбиваются в Москве, в сферу развития рынков, среднего и малого бизнеса»: «Я бы предложил такой КПЭ (ключевой показатель эффективности — РБК) для губернаторов, как число средних предприятий, выросших за год из малого бизнеса». Сегодня же, по его словам, у трех четвертей регионов «нет достаточных ресурсов, чтобы влиять на экономическую ситуацию».
Откровенный власовец, работающий на ЦРУ. Даже не маскируется.
ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
Откровенный власовец, работающий на ЦРУ. Даже не маскируется.
Везде у вас ШПИОНЫ!
Не вижу ничего плохого в том, чтобы больше налогов в регионах оставалось, а не разворовывалось в Москве!
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов