В этом году в Екатеринбурге изменили правила приема детей в первые классы. Какие изменения еще грядут в сфере образования и как выполняются поручения Владимира Путина в столице Урала, читайте в интервью с начальником департамента образования администрации города Екатериной Сибирцевой.
— Екатерина Александровна, президент поставил задачу ликвидировать очередь в ясли для детей от двух месяцев. Поступили ли в связи с этим уже какие-то рекомендации от регионального минобразования?
— Пока рекомендаций от регионального министерства нет. Но могу сказать, что сегодня в Екатеринбурге есть места для этой категории детей. Проблема в том, что их недостаточно — мест для детей ясельного возраста у нас 4,5 тысячи, а очередь насчитывает 12 тысяч человек. Решить этот вопрос можно только консолидацией бюджетов всех уровней и, в том числе, с помощью федеральной программы, которая будет направлена на решение этого вопроса.
— Чтобы решить проблему шаговой доступности садиков в городе, администрация предлагает застройщикам включать в проект дома встроенный детсад. Это панацея для решения данного вопроса?
— Если говорить о выполнении поручения по ликвидации очереди в детсады для детей до трех лет — это один из путей решения. Мы настаиваем, чтобы такие садики были во всех строящихся жилых комплексах, но к сожалению мэрия не может влиять на всех строителей. Когда жители говорят: «Вот, построили дом, а могли школу», надо понимать, что администрация владеет не всеми земельными участками и не может располагать такие объекты где угодно. К земельному участку при строительстве школ и детсадов выставляются серьезные требования.
В центре, из-за застройки, сложно расположить новое здание, поэтому строить школы мы будем в новых микрорайнах, а в центре города — это будет преимущественно реконструкция. Она (реконструкция, — прим. ред) даже сложнее в некотором плане, потому что нужно учитывать особенности земельного рельефа. Но мы, конечно, надеемся, что у нас застройщики начнут вести себя в этом плане также, как в Москве. Там застройщики возводят детсады и школы за свой счет — стоимость строительства школы или детского сада фактически уже заложена в стоимость жилья.
— В этом году в городе поменялись правила приема детей в первые классы. Какие изменения планируются дальше в этой сфере?
— К сожалению, изменить порядок приема в школы мы не можем — это прерогатива региональных и федеральных властей. Я говорю о введении льгот для детей сирот и инвалидов при поступлении в первые классы или приеме в садики. Депутат думы Екатеринбурга Дмитрий Сергин выступал в этом году с подобной инициативой в заксобрании Свердловской области, но ее не поддержали на региональном уровне, предложение направили в Москву.
В этом случае муниципалитет может сделать только одно — объединить микроучастки и предоставить родителям возможность выбора школы ребенка. Чтобы, если семье отказали в одной школе, они могли тут же отдать ребенка в другую, а не ждать 1 июля. Это нужно и для того, чтобы семья спланировала отпуск, а школа — бюджет.
— А дальше, какие этапы в этой работе еще предусмотрены?
— В пошлом году у нас было 4 объединенных территории, в этом — 29. Если мы увидим, что это дает позитивный опыт, то распространим это уже на все образовательные учреждения. Но делаться это будет преимущественно в центре, потому что, например, в поселке Шабровский и на Большом истоке этого не надо, там всего по одной школе.
— Город успевает в срок ликвидировать вторую смену в школах?
— Хотелось более интенсивных темпов в этом направлении. Мы надеемся, что 2018 год станет поворотным, когда мы запустим в работу большое количество проектов. В следующем году у нас откроется школа на 1000 мест в Академическом, начальная школа в гимназии № 39. В стадии реконструкции сейчас школы № 1 и № 80. Еще часть школ должны отремонтировать по программе департамента по управлению муниципальным имуществом.
Подробно о планах по строительству и реконструкции школ в 2018 году в интервью JustMedia.ru рассказывал замначальника департамента образования администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков.
Ликвидировать вторую смену в городе в ближайшее время не получится, но мы надеемся, что к 2025 году ситуация изменится. Чтобы программа смогла полноценно функционировать, должно быть стабильное финансирование от региона и федерации. Новая школа обходится в 800 млн рублей — 1 млрд рублей, реконструкция одного здания в 500 млн рублей. Один городской бюджет не в состоянии нести такую нагрузку.
— К слову о бюджете, гордума приняла главный финансовый документ на 2018 год. В сфере образования есть важные изменения по финансированию?
— Отличия небольшие, порядка одного процента. Увеличиваются расходы на создание новых учреждений и содержание дошкольных и вновь вводимых общеобразовательных учреждений. Существенного изменения количества средств, которые бы поступали по отдельным программам, не происходит. Мы, в первую очередь, хотим получить средства на создание новых мест в школах и детсадах.
— Депутаты думы Екатеринбурга часто поднимают вопрос, как высчитывается средняя зарплата учителей и есть ли возможность ее увеличить. Так все-таки как?
— Цифры, которые мы озвучиваем по средней зарплате, не учитывают зарплату управленческого персонала школы. Поэтому усреднения с зарплатой директоров и даже завучей не может быть. Здесь есть другой момент: ставка учителя составляет 18 часов, средняя нагрузка педагога — полторы ставки. Именно с расчетом на такую нагрузку мы и высчитываем среднюю зарплату учителя.
Что касается увеличения зарплаты. Зарплату педагогов финансирует регион, его изменения мы не добьемся сидя и говоря об этом только в думе. Сейчас у нас идет стабильное финансирование в связи с майскими указами президента.
— В следующем году городу, наконец, удастся получить в муниципальную собственность школу №84? На каком этапе сейчас переговоры с Минобороны?
— Мы потихоньку двигаемся в этом направлении, сделано много шагов, уже дошли по этому вопросу до самого верха в Москве. Убеждена, что мы справимся и объект все-таки станет городской собственностью и мы сможем отремонтировать школу. Возможно, в здании придется проводить поэтапные работы: менять коммуникационные сети, кровлю, а потом уже делать ремонт внутри здания.
— В сентябре этого года «Ростех» подарил свердловским школам электронные учебники. Когда ждать результатов этого эксперимента?
— Мы провели первое серьезное диагностическое исследование с Южноуральским государственным университетом. Результатов мы пока не получили, поэтому все выводы будем делать по итогам учебного года. У нас в городе некоторые школы закупают ряд электронных учебников и по согласованию с родителями дают детям не бумажную, а электронную версию.
Средства на учебные расходы, которые находятся на счетах школ, руководство может направлять и на закупку электронных учебников. Но в сентябре 2017 года «Ростех» предложил нам их безвозмездно, поэтому вопроса о закупке даже не стояло. Самое главное в электронном учебнике, чтобы он воспроизводился у ребенка дома на его устройствах, а это не всегда происходит. Такая проблема возникает и из-за того, что у издательств разные форматы предоставления данных. Это тоже нужно регулировать на законодательном уровне.
— В этом году вы стали участницей «Прямой речи» и начали читать лекции по физике? Почему вы согласились на этот проект, скучаете по преподаванию? Готовы ли продолжать дальше обучать желающих в таком формате?
— Для меня это важный проект, потому что мне не хватает преподавания, я скучаю по школе. Хотелось сделать научно-популярный курс физики, потому что часто слышу, что это сложный предмет. На самом деле это не так, и физика очень интересна. Проект сопровождает школьную программу: мы не решаем задачи, но обсуждаем разделы, которые мало освящают в школьном или вовсе оставляют за его пределами. Слушать лекции приходят и школьники, и взрослые люди, в том числе и учителя. Думаю, что в следующем году эта работа продолжится.
Задумалась бы сидя на стуле управленца, почему самая массовая вакансия в школах города э то учитель физики. Как минимум пять школ знаю, где с физикой гигантская проблема - либо там ее нет, либо ведут математики.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов