Разработчик транспортной схемы Екатеринбурга ответил основателю Tesla
Известный эксперт по транспорту, один из разработчиков транспортной схемы Екатеринбурга Джарретт Уокер написал статью-отповедь основателю Tesla и The Boring Company, изобретателю Илону Маску, с которым он ранее публично поругался из-за темы общественного транспорта. В материале на сайте Citylab Уокер приводит аргументы в защиту общественного транспорта, который Маск ранее назвал «занозой в заднице».
Уокер по пунктам разбирает претензии Илона Маска к общественному транспорту. На обвинение Маска в том, что «в общественный транспорт нельзя зайти, где хочется, и выйти, где хочется», Уокер отвечает, что эффективный автобус или поезд отвечает желаниям большинства людей, а элита, которая не хочет ездить в них, является меньшинством.
Илон Маск также говорил, что в общественном транспорте люди вынуждены ездить с толпой незнакомцев, «некоторые из которых могут оказаться серийными убийцами». На это Уокер отвечает, что заполненность транспорта — не минус, а преимущество, которое делает транспорт эффективным. Другой вопрос с переполненностью транспорта: если пассажир не может зайти в автобус, потому что в нем нет места, значит, система организована плохо.
Уокер также размышляет о том, что общественный транспорт не должен соответствовать стандартам конкретного человека и удовлетворять его личным интересам. Это, по его мнению, распространенное заблуждение. В конце материала он называет Илона Маска великим изобретателем, но предупреждает, что если он хочет разрушить систему общественного транспорта, он сначала должен понять, как она работает.
Дискуссия между Уокером и Маском началась после того, как основатель Tesla раскритиковал общественный транспорт и заявил, что люди должны сделать выбор в пользу личного. Уокер написал в твиттере, что «не делить пространство с незнакомцами» — это роскошь, которую могут позволить только богатые люди. В ответ Маск назвал его «идиотом» и «лицемерным идиотом».
Джаррет Уокер принимал активное участие в разработке новой транспортной схемы для Екатеринбурга вместе с фондом «Город.PRO». Ее предлагалось внедрить в 2017 году, но известие об отмене большинства действующих маршрутов общественного транспорта вызвало большой общественный резонанс. Создателей схемы тогда упрекали в недоработанности итогового проекта маршрутной сети, призывая их вернуть деньги, выплаченные фонду по муниципальному контракту. На фоне скандала ушел на пенсию куратор проекта, замглавы администрации Екатеринбурга Евгений Липович.
Впрочем, в администрации Екатеринбурга никаких претензий к разработчикам новой сети не имеют. Транспортную реформу просто отложили, объяснив позицию желанием лучше ее подготовить к условиям уральской столицы. Сейчас в Екатеринбурге апробируется один из главных элементов новой транспортной схемы — повременной тариф.