На подъезде к памятнику видимо-невидимо машин и автобусов — это прибыли люди, желающие почтить память репрессированных свердловчан. Многие держат в руках гвоздики, чтобы возложить их к монументу. Некоторые люди пришли с транспорантами, на которых напечатаны фотографии их расстрелянных предков. На лицах посетителей открытия «Масок» скорбь, кто-то вытирает слезы, стекающие по щеке.
Торжественную церемонию открытия «Масок скорби» открывает речь губернатора Свердловской области Е. В Куйвашев: «Сегодня на территории нашей области проживает более 17000 человек, признанных жертвами политических репрессий, заявляет губернатор, на их долю выпало немало горя и несправедливости и наш долг — жить так, чтобы те трагические события никогда не повторились».
«Мы стоим на земле, пропитанной кровью и усыпанной костями некогда живых людей, они жили, любили и не собирались умирать. Их жизнь оборвалась на этом самом месте. Этот монумент стал видимым воплощением боли, скорби и зла», — говорит Епископ Евгений, викарий екатеринбургской епархии.
«В нашей стране слишком много мест, где должны стоять памятники, чудовищно много. И везде память должна существовать, чтобы тот кошмар никогда не повторился», — уверенно заявляет председатель Фонда Памяти жертв политических репрессий, В. П. Лукин.
А.Э. Якоб, глава Администрации Екатеринбурга говорит, что, несмотря на то, что время репрессий — страшное время для нашей страны, забывать о нем все равно нельзя. Монумент, который сегодня открывается крайне символичен: одна маска направлена в сторону Европы, другая — в сторону Азии для того, чтобы ни на одной стороне континента больше никогда не повторялась эта страшная трагедия.
Душещипательная и эмоциональная речь последовала от Э. Э Росселя, почетного гражданина Свердловской области. «У меня расстреляли отца, когда я еще не родился. Я прекрасно помню времена, хоть и был ребенком, когда люди боялись выходить на улицу. А когда выходили, спрашивали: „Кого забрали сегодня ночью?“. Однажды и ко мне домой в два часа ночи постучали в дверь. Это было НКВД. Мою мать связали, потому что она билась, она хотела забрать меня с собой. А детей не разрешалось брать. И в два часа ночи я остался один. Кроме матери у меня больше никого не было», — делится тяжелыми воспоминаниями Эдуард Россель.
После его рассказа было слышно, как с разных сторон люди обсуждают: «Я и не знала, что у него такая тяжелая судьба. Оба родителя были репрессированы».
После того, как выступления были окончены, к «Маскам Скорби» начали подносить цветы и возлагать венки. «Правильно, что памятник открыли. Пусть молодежь не забывает свою историю», — обращается ко мне старушка с двумя красными гвоздиками.
В автобусе, который отвозил людей с места открытия памятника до центра города, продолжилось бурное обсуждение «Масок Скорби». Кто-то сетовал на то, что размер не соответствует тому, каким хотел сделать монумент Неизвестный. Кто-то рассказывает истории своей семьи, связанные с репрессией. Но все поддерживают мысль о том, что «Маски скорби» — один из главных памятников области. «И как хорошо, что он все-таки открылся», — подытоживает мужчина в годах, сидящий справа от меня.
Текст: Алёна Скользина
Интересно, в каком году это было и сколько же ему самому тогда лет?
в каком году это было
Пик репрессий пришёлся на 37 и 38 годы. Хотя слово пик тут неуместно, они почти в подавляющей части прошли за один год.
Эдуард Эргартович немного обманывает.
Во времена 37 года ему не было и года, поэтому помнить он особо не может.
Цитата Лехин:
в каком году это было
Пик репрессий пришёлся на 37 и 38 годы. Хотя слово пик тут неуместно, они почти в подавляющей части прошли за один год.
Но репрессии длились не два года, а два десятилетия.
Со слов самого Росселя, на тот момент ему было 4 года.
Но репрессии длились не два года, а два десятилетия.
По документам да.
Фактически - нет.
Да, на всякий случай, чтобы 2 раза не вставать - солженицынский "Архипелаг ГУЛАГ" - это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение, к реалиям не имеющее никакого отношения.
А в 41 началась ВОВ, там было не до репрессий.
А в 41 началась ВОВ, там было не до репрессий.
Были, но там действительно попадались враги народа - разруха заводов, не выполнение оборонзаказа, аварии на железных дорогах и т.д. То есть иными словами, большая часть "невинно" убиенных всё таки причастны к своей страшной и короткой жизни. Для инакомыслящих - цифры репрессий завышены, чтобы признать это национальной трагедией, по другому этот называется мошенничеством и ложью исторических событий Россель получается сопричастен к этой лжи
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов