По его словам, по состоянию на 2017 год в целом завершен процесс выноса промышленных предприятий из центральной части Екатеринбурга, предусмотренный стратегическим планом развития города. При этом по итогам актуализации стратегии городские власти пришли к однозначному выводу: экономика столицы Урала должна строиться не только на торгово-сервисном секторе, который в 2010-е годы впервые стал доминирующим, но и на развитии современных инновационных производств.
— Всё, черта под выносом заводов подведена! — сказал Матафонов участникам секции по теме новой индустриализации на форуме «Города России 2030: перекрестки возможностей». По его словам, городские власти не видят дальнейшей необходимости в выводе промышленных площадок из центральной части города, поскольку оставшиеся в центре заводы в полной мере соответствуют параметрам постиндустриальной среды.
Это подводит черту и под дискуссией, должен ли Екатеринбург вообще оставаться промышленным центром. Ответ однозначный — должен. И останется.
— Если раньше, когда мы только начинали формировать стратегический план, были какие-то сомнения, то сейчас мы точно знаем: город Екатеринбург имеет стратегические перспективы крупнейшего индустриального центра, где промышленная сфера будет присутствовать в равной пропорции с сектором торговли и услуг, — отметил чиновник.
Другое дело, что речь идет о принципиально другом промышленном центре, если сравнивать его со Свердловском 70-80-х годов, подчеркнул Матафонов. В промышленности заняты всего 10% населения города, которые, впрочем, отгружают продукции на 360 млрд рублей. В том числе благодаря им общий вклад Екатеринбурга в ВВП страны на сегодня составляет чуть меньше 3%. Сами предприятия тоже сильно изменились. Индустриальные гиганты прошлых лет стали частью крупных холдингов и корпораций, которые инвестируют миллиарды в обновление заводов.
— Зайдите на любое машиностроительное предприятие в Орджоникидзевском районе, — предложил глава комитета. — Там теперь не то что промасленных спецовок не увидите. Там чистота и стерильность выше, чем в больничных операционных. Потому что этого требуют технологии.
В этом ключе, по его словам, в городе и будет разворачиваться новая индустриализация. Благодаря дальнейшей автоматизации и переходу на цифру рост производительности труда обеспечит к 2030 году минимум трехкратное увеличение выработки продукции на одного занятого в секторе. Если сейчас один человек в промышленности дает около 5 млн рублей, то уже менее чем через 15 лет, по расчетам екатеринбургской мэрии, выдача достигнет 15 миллионов. Общая отгрузка в сегодняшних рублевых ценах будет под триллион.
— Специализация у города останется той же — машиностроение, приборостроение. Мы были и остаемся машиностроительной столицей: на эту отрасль сейчас приходится 55% всей нашей продукции, — уточнил Матафонов.
По этой же причине, заметил он, еще долго останется актуальной городская топонимика, доставшаяся современному Екатеринбургу от прежнего Свердловска.
В нем по-прежнему будут микрорайоны Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, Компрессорный, созданные в свое время вокруг градообразующих машиностроительных гигантов.
Сами микрорайоны вопреки апокалипсическим прогнозам 90-х не стали сталкерскими зонами, а получили новую жизнь. Они продолжат меняться в соответствии с планами пространственного развития, которые мэрия хочет по-прежнему координировать с заводами. В том числе потому, что и сами заводы, как надеются в администрации, продолжат пространственную оптимизацию — в заботе о более эффективном использовании занимаемых территорий.
Одновременно в мэрии резервируют новые промышленные площадки, сообщил Михаил Матафонов. Если все пойдет по плану, новая индустриализация даст о себе знать вдоль Новокольцовского тракта, в районе Новосвердловской ТЭЦ, а также в Академическом районе и районе примыкающей к нему Широкой Речки. Это удобное место под размещение предприятий малого и среднего бизнеса, на которые в мэрии делают ставку наряду с возможными крупными инвестпроектами в промышленной сфере. Есть некоторые трудности во вводе этих земель в хозяйственный оборот, признал чиновник. Сейчас они заняты федеральными лесами. Но главное, по его словам, что эти земли поставлены в резерв документами территориального планирования — не только стратегией, но и генпланом.
Есть, впрочем, другие сложности на пути новой индустриализации, о которых на форуме рассказал замглавы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, экономике и финансам Андрей Корюков. По его словам, беспокойство внушает тренд к сокращению численности трудоспособного населения, которое, по самым пессимистичным прогнозам, составит не больше 50% (против 60% сейчас).
В этом случае становится заметно острее вопрос, кто будет проводить новую индустриализацию, констатировал Корюков.
В пугающие прогнозы о массовой безработице из-за внедрения роботов и оптимизирующих алгоритмов в екатеринбургской мэрии не верят. Чтобы избежать плохого сценария, Екатеринбургу необходимо принимать в год до 12 тыс. новых мигрантов, но это обостряет уже отношения с городами-соседями, с которыми предстоит вырабатывать взаимоприемлемый формат отношений. Пока же присутствовавшие на форуме главы малых и средних городов снова посетовали на то, с какой скоростью и безудержной силой Екатеринбург продолжает «пылесосить» округу. При том, что задача новой индустриализации для городов поменьше становится не менее актуальной, чем для областного центра.
Матафонов - перечитай статистику 2008-2009 года, когда твои "инновационные" технологии провалились, потому что Чернецкий и компания считали, что городу хватит банков и ТРЦ, ну еще РПЦ пристроилась на подножке покаяния за грехи цареубийства.
Однако город существует пока есть производство и только потом спрос рождает предложение. В 2008 году не было средств на заработную плату и все инновационные предприятия начали выбрасывать людей из своих инновационных предприятий типа "куплю-продаю".
Политика уничтожения промышленности приведёт к тому, что при малейшем катаклизме даже в энергетике, город просто превратится в трущобы - все предприятия мелкие, все целиком зависят от чешется ли правая нога у Чубайса и ремонтирует ли он и развивает энергетику, то же самое по миллеровским представителям. А пока город представляет смесь спальных кварталов вместе с оставшимися промзонами, между которыми нет нормальной логистики и доступности. То есть человек практически привязан к городу.
А политика большой цены на ЖКХ, транспорт, продукты привела к тому, что большинство работающих на городских предприятиях приезжают из пригородных городов. Сейчас Невьянск уже большей частью приезжает работать ежедневно к нам, а не то что Березовский, Верхняя Пышма и Арамиль с Первоуральском и Ревдой. Вашими руками нарушается свободность движения рабочей силы между городами, а значит и производство уходит из города. С кем останетесь - с Ананьиным, Воробьёвым и Вексельбергом, Заводовским или Ширяевыми т.д. ??? Да они первые вас бросят и переселятся в тёплые края
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов